Преподавание русского языка Из опыта проведения нестандартных уроков по русскому языку в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.04.01 Просмотров: 1111 Козлова Нина Михайловна Повторение и обобщение материала – очень важный этап в закреплении знаний у ребят по тому или иному разделу русского языка. На основании своего многолетнего опыта преподавания русского языка я пришла к выводу о необходимости завершения сложных тем нетрадиционными уроками (урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра и т. д.). Поэтому я разработала систему нестандартных уроков повторения и систематизации материала по русскому языку в пятых – седьмых классах. Ведь в один - два урока повторения и обобщения невозможно включить всё, что изучалось. Не следует забывать и возрастные особенности ребёнка: в 10 – 11 лет тяжело заниматься однообразной работой, как бы учитель ни старался сделать урок интересным и доступным. Поэтому в 5-м классе я провожу нестандартные уроки по повторению следующих тем: “Фонетика и графика”. Урок-путешествие в историю русской азбуки: “Такой незнакомый знакомый алфавит”. Урок проводится почти в начале темы “Фонетика и графика”. Это благодатный материал для решения многих задач: изучение истории русской азбуки, которую не все дети хорошо знают, и подчас имена Кирилла и Мефодия оказываются пустым звуком для них; “лишние” буквы и их исчезновение из алфавита; реформы в области русского алфавита и так далее. Этот урок позволяет детям совсем по-другому взглянуть на изучаемую тему “Фонетика”, а самое главное, возникает интерес к тому, что делаем на уроке. А учитель этого и добивается. “Лексика”. Урок-КВН (повторение и обобщение знаний). “Словообразование”. Урок-игра (повторение и систематизация знаний по теме). “Морфология и орфография” (Имя существительное, Прилагательное и Глагол). Три больших темы в разделе “Морфология и орфография” дают мне право выбора формы и темы нестандартного урока исходя из способностей детей, их интереса к теме и т.д. В одном 5-м классе я провожу урок по глаголу, с другими пятиклассниками работаем по теме “Имя существительное” или “Имя прилагательное”. В качестве примера привожу урок-игру по теме “Словообразование и орфография” (повторение и обобщение знаний), проведённый в 5-м классе в 2005-2006 учебном году. Данный урок-игра был составлен по традиционной программе изучения русского языка в 5-м классе (учебник под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 5 класс” Москва, “Просвещение”, 2004). Класс был небольшой, 15 учеников, что позволило составить две команды для игры. Класс общеобразовательный, в нём собраны дети с разными способностями – и сильные ученики, и слабые, и “середнячки”. Это был третий урок в учебном году из числа нестандартных, и уже были видны первые серьёзные результаты: желание ребёнка не подвести свою команду, ответить правильно, получить хорошую оценку. Главное – не было равнодушных. ХОД УРОКА. Цели урока:
Оборудование: карточки с напечатанными материалами для работы на уроке, таблица приставок и суффиксов, два листа ватмана со словами для морфемного анализа, магнитофон с музыкальными записями. Оформление доски: на доске изображены военный форт и ведущие к нему две разноцветные (жёлтая и зелёная) тропы; на каждой тропе точками обозначены препятствия, которые придётся преодолевать командам для достижения цели – взятия форта; в начале каждой тропы – тотемы команд (символы животных). Вступительное слово учителя. Организация игры. Сегодня мы будем играть на уроке в старую детскую игру – в индейцев. Но боевые топоры бросать не будем, за скальпами охотиться тоже не будем. Наша игра в индейцев – это игра по русскому языку. Мы будем вспоминать и закреплять правила по теме “Словообразование и орфография”, изучение которой только что закончили. Класс делится на две группы, два племени: делаверы и омоги. Вождем племени делаверов будет В.М., и звать его Белое Перо. Вождём омогов станет В.К., и имя его будет Соколиный Глаз. Задача каждого племени пройти через испытания, то есть выполнить определённые задания по русскому языку, добраться до форта бледнолицых и добыть там для себя пятёрки или четвёрки. Далее учитель обращает внимание на оформление доски. Племя делаверов будет двигаться к форту по жёлтой тропе. Их тотем – дикобраз. Омоги – по зелёной тропе. Дикий кабан – тотем омогов. Учитель представляет жюри. В него входят старшеклассники. Ребята будут подсчитывать баллы за каждое состязание и подводить итоги. Учитель. Начинаем урок. Слышите, стучат барабаны? (на 20 – 30 секунд включается запись боевых индейских барабанов). Но это не призыв к войне, а приглашение к мирным состязаниям. - Племя делаверов, готово? – Да! - Племя омогов, готово? – Да! - Тогда начинаем. 1 состязание. И начинаем мы с устной разминки. Вожди племён, вы должны поприветствовать друг друга. Кто знает больше этикетных слов и выражений, тот получит больше баллов. За каждое приветствие – 0,5 балла. Примерные этикетные слова и выражения.
Учитель. Молодцы, с заданием вы справились. Двигаем тотемы вперёд по зелёной и жёлтой тропе к следующему состязанию. 2 состязание. Хорошо ли вы знаете морфемный разбор слова? Перед вами на доске листы ватмана со словами. От каждого племени к доске выходит по одному представителю для разбора слов по составу.
Жюри оценивает работу. Каждое правильно разобранное слово – 1 балл. За ошибки баллы снимаются. [Комментарии в скобках. К морфемному разбору слов на уроках нужно, с моей точки зрения, обращаться постоянно. Ведь многие правила русского языка связаны с умением детей “видеть” морфемный состав слова (например, то же правописание приставок на з-, с-), что формирует у ребёнка способность подбирать однокоренные слова, развивает желание сравнивать, обобщать, делать вывод. Морфемный разбор слов заставляет ученика думать, а не просто машинально делить слово на морфемы.] Учитель. Идут индейцы дальше по тропе и чувствуют, что уводит их тропка в сторону от намеченной цели. Сбились они с пути! Чтобы выбраться снова на правильную дорогу, нужно выполнить самое трудное задание. 3 состязание. Учитель раздаёт карточки с напечатанным текстом сказки В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. Нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания. “В ч_рном лесу живет дед Осенник. Он спит на сухой листве и ч_тко прислушивается к ш_роху леса и пению птиц. Как только услышит грус_ную песню журавлей – курлы-курлы, поднимается и говорит Пришло моё время. Бе_страшно выходит из лесу дед Осенник. Где пройдёт, там листья становятся ж_лтыми. Выходит дед на опушку садит_ся прислоняет_ся к дубу расч_сывает бороду и тихо что–то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода р_стёт разв_вается по ветру. Вот она прот_нулась на лугу. Луг _делался серым. Осенний туман говорят люди. Они и не догадываются, что это борода деда Осенника.” Карточки сдаются на проверку жюри. Пока старшеклассники проверяют работы и готовятся подвести итоги за три предыдущих состязания, учитель с ребятами продолжает работать по тексту. - Читаем текст вслух. - Определим тему текста и его основную мысль. - Тип и стиль текста. - Найдём в тексте слова со знакомыми орфограммами, которые изучались в теме “Словообразование и орфография”. Объясним их. Жюри подводит итоги и определяет по количеству баллов лидирующее “племя”. Звучат победные барабаны. Тотемы на доске продвигают вперёд. [Комментарии в скобках. Для работы классу была предложена сказка В.А. Сухомлинского “Дед Осенник”. На этом тексте учениками решались не только пунктуационные и орфографические задачи по теме, но проводилась первоначальная работа над анализом текста. Текст сказки не так прост, как кажется на первый взгляд. Анализ даже небольшого текста на уроках русского языка – это работа на перспективу. Ребенок учится чувствовать красоту русского слова, анализировать текст (определять тему и основную мысль, тип и стиль текста, способ связи предложений, умение членить его на абзацы). И в итоге ученик со временем учится создавать свой текст, то есть писать сочинения на разные темы.] Учитель. На пути индейцев к форту встретилась бурная горная река, в которой водится золотая форель. Поймаем эту рыбу и двинемся дальше. Итак, игра “Рыбалка”. 4 состязание. К доске выходят поочерёдно по одному представителю “племени”. Они с помощью игрушечной удочки “вылавливают” из “аквариума” записки с вопросами по теме. Примерный перечень вопросов.
Каждый правильный ответ жюри оценивает 1 баллом. Тотемы на доске передвигают вперёд к следующему препятствию. Учитель. Первый музей в России был открыт в эпоху Петра Первого. Это была Кунсткамера, где было собрано много редких, необычных и интересных предметов. Сейчас каждое из “племён” попытается тоже создать свой музей, музей слов. Создавать новые слова будем с помощью редко употребляемых приставок и суффиксов. 5 состязание. На доске вывешивается таблица приставок и суффиксов.
С помощью этих приставок и суффиксов дети придумывают и записывают слова. Жюри оценивает ответы и подсчитывает баллы за 4-е и 5-е состязания. Объявляется лидирующее “племя”. Тотемы на доске передвигаются вперёд. [Комментарии в скобках. Урок обобщения материала должен обязательно включать, с моей точки зрения, и повторение теоретической части темы. Изучение языка основывается на трёх “китах”: твёрдое знание правил, выполнение упражнений для закрепления этих правил, постоянная работа со словарными словами для расширения словарного запаса ученика и повышения его грамотности. В процессе игры ученик забывает, что должен вспоминать скучные правила, он хочет хорошо ответить, не подвести, поэтому чаще всего дети, заранее подготовившись дома, отвечают неплохо. Когда же дети приступают к созданию своего “музея” слов, обнаруживается “болезнь” многих: мало читают. Это сказывается на игре, потому что иногда слова с данными суффиксами и приставками подбираются не сразу. Мало читаешь – мало знаешь. На это учитель обратит ещё раз внимание учеников при разборе урока.] 6 состязание. Учитель предлагает детям послушать отрывок из книги шведской писательницы Сельмы Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”. “Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину циферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на цифре “12”. Мелькнул купол городского цирка. Панцири воинов на крепостной стене сверкнули последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал на цыпочки, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная декорация уезжает за кулисы, город ушёл под воду”. Учитель. - С какой орфограммой текста будем работать? (и – ы после ц). - Я буду читать текст по предложению, а вы поднятием сигнальных карточек ци – цы должны показать правильное написание слов на это правило. Жюри оценивает работу учеников. За допущенные ошибки снимает баллы. Тотемы продвигаются вперёд. Учитель. Друзья, уже близок форт. Последнее состязание – и цель будет достигнута. 7 состязание. Каждое племя прошло по своей тропе. Пришла пора прощаться. Вспомним, с помощью каких этикетных слов люди прощаются друг с другом. Кто больше назовёт таких слов и выражений, тот получит больше баллов (за каждое выражение – 0,5 балла). Примерные этикетные слова и выражения.
Жюри подсчитывает количество баллов за 6-е и 7-е состязания, подводит общий итог за всю игру и объявляет победителя. Победившее “племя” получает пятёрки, отставшее “племя” – четвёрки. Звучат победные барабаны. [Комментарии в скобках. Шестое состязание было посвящено только одной орфограмме: правописанию букв и – ы после ц. Это правило в процессе изучения темы оказалось трудным для слабых детей. Поэтому я посчитала необходимым повторить её на небольшом отрывке из книги о любимом герое Нильсе, о котором многие с удовольствием читали. Седьмое задание “закольцовывало” урок. Уж если мы начали урок со слов приветствия, то и закончить необходимо было словами прощания, что расширяло знания ребят об этикетных словах.] После урока остается чувство удовлетворения. Главное, что в процессе таких уроков идёт прочное закрепление материала. Детям нравятся такие уроки, они хотят получать хорошие оценки, хотят чувствовать себя на высоте. И это важно. Но тревожит, что ученики мало читают, следовательно, не очень грамотные. Привить вкус к чтению, а значит, способствовать повышению грамотности учащихся – вот к чему должен стремиться учитель в процессе преподавания русского языка в среднем звене школы. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |