Преподавание русского языка Изучение сложноподчинённого предложения на пропедевтической основеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 923 Котова Валентина Константиновна, учитель русского языка Русский язык среди всех школьных предметов имеет только ему присущий статус. Он является основным средством общения и формой передачи прагматической иинформации, формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний, поэтому нужен всем, всегда и везде. Систематический курс синтаксиса 8–9 классов усваивается учащимися с определенными трудностями. Объем материала достаточно велик, а времени на его изучение и закрепление отводится меньше, чем нужно. Сложившаяся за последние 23 года практика работы обеспечивает успешное овладение учащимися курсом синтаксиса сложноподчинённого предложения. И в основе своей строится на преемственности пропедевтического погружения в основы этого курса (5–7 класс) и систематического курса сложноподчиненного предложения (9 класс). Работа начинается в 5 классе и носит поэтапный характер. Практика показала, что использование укрупненных дидактических единиц (УДЕ), конспектов, создание обобщенных символов некоторых теоретических понятий, использование цветового зрительного ряда, включение учащихся в лингвистические игры помогает школьникам в преодолении объективных и субъективных трудностей в учебном процессе. В 5 классе, приступая к изучению темы «Предложение», собое внимание уделяю теме «Члены предложения». Теоретические сведения, определения и правила, извлеченные из текстов пп.30–32; пп.36–39 учебника, выстраиваем в логической связи. Используя графическое обозначение членов предложения, учащиеся под руководством учителя составляют опорный конспект (в цвете) укрупнённой дидактической единицы на тему «Члены предложения». Полагая, что обучение должно идти в зоне перспективного развития, эту УДЕ дополняю сведениями о значении обстоятельств условия, причины, следствия и т.д. (из программы 8 класса). В конечном итоге опорный конспект приобретает такой вид:
Объединение в одном опорном конспекте пп. 7–9 школьного учебника даёт возможность «высвободить» большее количество уроков для закрепления новых знаний и формирование на их основе умений. Используя любой (в том числе и данный) опорный конспект, формирую у детей умение быстро ориентироваться в нём, находить и понимать отдельные его звенья, видеть взаимосвязи между ними. Для обучения этому использую индивидуальные ответы на вопросы учителя перед классом, озвучивание текстов опорных конспектов в парах, взаимное задавание вопросов, ответы на них, их взаимооценка и др. Уже в 5 классе осуществляю «маленькие» прикосновения к темам, которые будут изучаться в старших классах. Так, при изучении темы «Простые и сложные предложения) (п.45, 5 класс) даю понятие сложного предложения с помощью опорной схемы. Лучшему и более быстрому восприятию нового материала помогает создание школьниками видеоряда, адекватного определённым лингвистическим единицам. Например, подлежащее и сказуемое, составляющие грамматический центр предложения, обозначить фигурками мальчика и девочки (рис.1). Этими фигурками обозначены простые предложения в составе сложносочинённого предложения. А мальчик с собачкой – это видеоряд сложноподчинённого предложения и т.д. (рис.2). Рисунок 1 Рисунок 2 В малых дозах формирую умение распознавать виды придаточных определительных, обстоятельственных и изъяснительных предложений. Используя УДЕ «Члены предложения» в процессе анализа предложений, учащиеся восстанавливают в своей памяти знания о второстепенных членах. Опираясь на эти знания, предлагаю ребятам вопрос: «Как вы думаете, почему придаточные определительные и обстоятельственные так называются?». Проанализировав представленный языковой материал, ребята приходят к выводу, что вышеуказанные придаточные предложения имеют те же значения, что и определения, и различные обстоятельства в простом предложении. В 6 классе, изучая тему «Местоимение», дети параллельно осваивают в первом варианте придаточные изъяснительные предложения, а в сложноподчиненном предложении – указательное слово. А в 7 классе после изучения темы «Союзы сочинительные и подчинительные», собрав весь известный ученикам теоретический материал, создаем опорный конспект к блоку «Виды придаточных предложений по значению», который используется на всем протяжении усвоения различных видов придаточных предложений. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Реализуя принцип опережающего обучения в 7 классе, знакомлю учащихся с анализом сложно-подчиненного предложения. Чтобы ребятам было легче осмыслить и запомнить содержание и логическую последовательность анализа, предлагаю придуманное аббревиатурное сигнал-слово – ВОПРоС, в котором заключен алгоритм рассуждения в процессе адаптации сложноподчиненного предложения и определения в нем пунктуации.
Показывая ребятам образец устного анализа сложноподчиненного предложения (СПП), порядок которого строго выдерживается, обращаю внимание школьников на форму их высказывания. Это должен быть монолог на лингвистическую тему (жанр – рассуждение, стиль – книжный) с учетом Научности, Аргументированности, Логичности и Лаконичности (НАЛЛ). Образец устного анализа СПП. Когда поют солдаты, спокойно дети спят.
На первоначальном этапе этот алгоритм записывается каждым учеником в тетрадь для блоков и отрабатывается на заданиях аналитического характера, при конструировании и трансформации предложений. Благодаря сигналам ВОПРоС и НАЛЛ, которые закреплены над классной доской, ребята очень быстро усваивают алгоритм рассуждения. ВОПРоС и НАЛЛ применяются при:
Систематически проводимая текущая диагностика показывает, как идет формирование Выбери вариант правильного ответа. В предложении «Ваня стал разыскивать тот лес, где находилась палатка разведчиков» придаточное предложение по виду: а) изьяснительное; Сопоставьте сложноподчинённые предложения Место придаточного в предложении: 1. Мы хотим, чтобы песни звенели повсюду.
2. Когда вспыхнут зори, все смолкнет кругом. 3. Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие соб-рания. 4. Когда шумит жестокая война, на верность по-вышается цена. Ответ: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – в. С большим интересом участвуют школьники в игре «Четвертое лишнее». Части этой игры ус-ложняются дополнительными заданиями. Например:
Второе задание может варьироваться: расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные бук-вы, составьте схему предложения и др. Номера 1 и 2 поставленные на картах и карточках – фишках, помогают определить правильность ответа. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |