Преподавание литературы Заочное путешествие по пушкинским местам для учащихся начальных и средних классов "Этот удивительный Александр Серггевич…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 961 Гурова Елена Анатольевна, учитель начальных классов; Закутняя Мария Алексеевна, учитель русского языка и литературы; Чикало Людмила Вениаминовна, учитель начальных классов Цели и задачи:
Оборудование:
Ход урока 1. Психологический настрой на Пушкинский урок. Обращение к портретам поэта, написанным разными художниками, где мы сразу узнаём его по живому, жизнелюбивому лицу, умному, проницательному взгляду, вьющимся, непослушным волосам… Какая энергетика, какая глубочайшая русская душа чувствуется в этом человеке, в этом удивительном Александре Сергеевиче!.. 2. Беседа с учащимися. - А чем же удивляет нас Пушкин? Почему мы любим его и говорим: «Пушкин – это наше всё»?! (Дети обмениваются мнениями, зачитывают отрывки из своих сочинений «Пушкин в моей жизни»). Ученик и учитель читают наизусть стихотворение А. Майкова «Перечитывая Пушкина»:
3. – А сейчас мы отправимся… в гости к Пушкину, в нашу столицу, в Москву – город, где он родился, к которому восторженно обращался в стихах:
(Просмотр первой части видеофильма: «Края Москвы, края родные…»). 4. Обмен мнениями об увиденном в фильме:
(Словарная работа со словом «лорнет»: используется словарь С.И. Ожегова). - А только ли о Москве повествует этот фильм? (Есть упоминание о Царском Селе, где прошла юность поэта: «Берег милый для меня…»). 5.
- Так случилось, что в 1824г. Пушкин был сослан в далёкое псковское село Михайловское, своё родовое имение. Очень скучно и одиноко порой было ему там. И как же рад он был, когда однажды в метельный зимний день к нему на лошадях, в санях, по заснеженным дорогам в Михайловское приехал его «бесценный друг». (Показ репродукции с картины Н. Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»). 6. – Как бы не было порой Пушкину тоскливо и одиноко в Михайловском, именно там были написаны многие прекрасные стихи, и Пушкин полюбил эти красивейшие места русской земли. Отправимся и мы сейчас туда, в «приют, сияньем муз одетый» и узнаем, как жилось Александру Сергеевичу в «стране, где Сороть голубая…». (Просмотр второй части видеофильма: «В стране, где Сороть голубая…»). 7. – Не будь в судьбе Пушкина Михайловского, у нас, наверное, не было бы того Пушкина, которым мы дышим с детства… Эти места когда-то очаровали Пушкина, а он очаровал ими нас в своих стихах… (Слушание стихотворения «Осень» в аудиозаписи; чтение детьми наизусть любимых стихотворений; обзор лучших читательских дневников). 8. – Кто скрашивал одиночество Пушкина в Михайловском? (Беседа о няне, чтение стихов о ней, рассуждения о роли Арины Родионовны в создании Пушкиным его замечательных сказок…). «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - восклицал Пушкин, слушая в Михайловском нянины сказки. И написал свои, великолепные сказки в стихах, которые мы с упоением читаем, учим наизусть, рисуем. (Показ книг, портретов няни и поэта, рисунков детей к сказкам А.С. Пушкина). - Отправимся же в мир сказок Пушкина, в его загадочное «Лукоморье»!.. (Чтение детьми хором наизусть вступления к поэме «Руслан и Людмила»). - Я знаю, вы любите эту поэму, мы с вами смотрели и фильм-сказку «Руслан и Людмила». Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из него, где я хотела бы обратить ваше внимание не на сказочного героя, а на реального исторического персонажа – великого князя Владимира. (Просмотр отрывка из фильма; беседа о князе Владимире, о его роли в защите и объединении русских земель). - А что случилось с храбрым Русланом дальше? Вспомним самый впечатляющий его подвиг. (Чтение ученицей наизусть отрывка «Бой Руслана с головой»). 9. Музыкальная пауза – «загадка». - На что похожа эта музыка русского композитора Римского-Корсакова, и к какой сказке Пушкина она написана? (Звучит «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»). 10. – Посмотрите на замечательные рисунки, которые вы нарисовали к этой сказке и послушайте ваши любимые отрывки из неё… (Чтение детьми наизусть отрывков из «Сказки о царе Салтане…»). 11. – А теперь перенесёмся в другую глухую губернию – в Болдино… «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души… Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов», - писал Александр Сергеевич другу П.А. Плетнёву. А среди черновиков в тетради находятся нянины сказки: «Царь Салтан»,»Мёртвая царевна». Пройдут годы, и Болдинская осень Пушкина войдёт в историю как один из высочайших взлётов русской поэзии. (С дерева снимаются жёлтые листья, на которых произведения, созданные в Болдинскую осень). Учащийся читает наизусть стихотворение Д. Самойлова:
12. Звучит «Романс» Г. Свиридова к кинофильму по повести Пушкина «Метель». - С осени 1835 года издание журнала «Современник» крепко привязало Пушкина к Петербургу. Всемирно известный адрес «Мойка, 12» - последний прижизненный приют поэта. (Заочная экскурсия по пушкинскому музею в Санкт-Петербурге; используются фотооткрытки). 13. Заключительная часть «урока-путешествия». - Порадовал ли вас сегодня «удивительный Александр Сергеевич»? Чем? (В заключение звучат отрывки из стихотворения Я. Полонского «А.С. Пушкин» в исполнении детей и учителя). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |