Преподавание русского языка Комплексный анализ текста. 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3773 Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
ХОД УРОКА 1. Организационный момент Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык… Д.С. Лихачев 1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».
– Добрый день, дорогие ученики. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении. Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1. Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»). – Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и пробовать творить. Слово учителя: – Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1. 2. Разнообразные формы работы с текстом 1) Лингвистическая разминка. (Приложение 1. Слайд 4) Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка. – Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?
(Односоставное предложение, эллипсис) – Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать). – Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?
– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста? Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.
– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8) – Определите тип односоставных предложений:
(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания. – Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова. (Делим учащихся класса на группы) (Приложение 1. Слайд 5) 1 вариант – стилистический анализ текста; (Во время выполнения учащимися аналитической работы предлагаем задания присутствующим на занятии педагогам). – Уважаемые педагоги, нам очень приятно видеть Вас на занятии. Я думаю, что многие из Вас в совершенстве владеют разнообразными видами анализа. Предлагаю с пользой провести время – произвести комплексный анализ текста. Обратите, пожалуйста, внимание на лист № 3 с текстом «Дневник Фокса Микки» Саши Черного. За каждый правильный ответ буду поощрять цветами, вырезанными из бумаги. Текст для анализа Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости, она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота. Вопросы:
– Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Не менее сложный анализ производят и учащиеся 2) Стилистический эксперимент. 3. Комплексный анализ текста Цель: совершенствование навыков комплексного анализа текста, развитие аналитических и творческих способностей учащихся. Задание: произведите анализ предложенного текста. – Стилистический анализ текста; (Приложение 1. Слайд 5 – порядок стилистического анализа текста, композиционно-содержательного, типологического, языкового). Текст (Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического стиля речи). Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (В.Песков) Анализ текста В.Пескова А) Композиционно-содержательный анализ текста (Приложение 1. Слайд 6) 1. Текст обладает смысловым содержанием, несет информацию о поступке юноши, который убил дятла «просто так». Композиционно текст делится на части: экспозиция (описание осеннего леса); вступление (1предложение 2 абзаца); завязка и развитие действия (2-3 абзацы); кульминация («Грянул выстрел… упала птица», «Зачем?»… «А просто так»); развязка (4 абзац). Все части текста связаны общей темой, основной мыслью. Тема текста – отношение к природе; основная мысль – научить любить и беречь природу. Начало и конец текста между собой логически связаны. 2. Части текста имеют логическое расположение, строгий порядок следования (описание красоты леса, повествование о поступке юноши, вывод автора). Вид связи предложений в тексте: цепная (при повествовании), при этом средства связи – текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он); параллельная связь в последнем абзаце (каскад риторических вопросов – синтаксический параллелизм как средство связи). Б) Стилистический анализ текста (Приложение 1. Слайд 7) 3. Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, «открытая оценочность речи», экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный. Языковые признаки особенно ярко проявляются на уровне синтаксиса:
Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты («безмолвный лес», «окровавленный клюв»…); олицетворения («заболевшая сосна», «лес молчит»…); метафора («по тугой струне стучит костяной молоточек»), сравнение («дятел – музыкант»). Стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, анафора. В) Типологический анализ текста (Приложение 1. Слайд 8) 4. Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основная часть текста – повествование – рассказ о том, как одно и то же в окружающей нас природе разными людьми воспринимается по-разному. Смысловая основа типа речи – последовательность действий выражена в употреблении глаголов прошедшего времени («дятел работал, доставал, продолжал, упал…». «Я шел, увидел, спрятался…). Характер сообщения – сообщение о сменяющих друг друга действиях. Характерная черта повествования – динамизм. К основной части текста можно задать вопрос: «Что происходит?» Связь между предложениями – цепная (текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он). Предложения максимально связаны друг с другом. Рассказ ведется от 1 лица. Тип речи описание – описание осеннего леса. Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Каждое предложение относительно самостоятельно. Смысловая основа типа речи и характер сообщения – одновременность явлений выражена в употреблении глаголов несовершенного вида настоящего времени («молчит, убегает, приносит, стучит»). Характерная черта – статичность. К первому абзацу можно задать вопрос: «Каков объект?». Заключительная часть текста – рассуждение. Синтаксический параллелизм усиливают выразительность речи. Риторические вопросы выражают основную мысль текста. 5. Исходя из анализа данного текста на всех уровнях, можно сделать вывод, что перед нами связный текст публицистического стиля типа речи повествования с элементами описания, рассуждения. Г) Языковой анализ текста (Приложение 1. Слайд 9) 1. Морфологический разбор слова (на) заболевшей (сосне) – причастие, отвечает на вопрос какой? Н.Ф. – заболевший; сов. вид, действительное причастие, прошедшего времени, ж. р., ед. ч., предложный падеж. В предложении является определением. 2. Морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ, БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ. 3. Орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ. 4. Пунктуационный и синтаксический разбор предложения: В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, с придаточным изъяснительным; 1 простое предложение распространенное, односоставное, безличное, полное, неосложенное; 2 простое предложение распространенное, двусоставное, полное, неосложенное, придаточное). 5. Лексический разбор слова СУЛИЛ (не предвещать, не обещать). – Уважаемые учащиеся, ваша работа не менее сложная, чем у педагогов, вам слово. (Воспроизводим анализ вслух. Подводим итоги). 3) Творческая работа Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков письменной речи. А) – Грамотно производить анализ текста – нелегкий труд, но интересный и полезный для изучения русского языка. Предлагаем вашему вниманию творческую работу – пересказ сказки «Курочка Ряба» языком разных стилей (Смыслина А. – официально-деловой; Облакова М. – публицистический). Публицистический стиль Свершилось чудо! Да-да, в буквальном смысле этого слова! В небольшой Официально-деловой стиль Уведомление От 25 мая 2009 г. 4. Слово учителя: – Безусловно, анализ текста для вас имеет практическую значимость: написать сочинение по прочитанному тексту, как предложено в уровне «С» ЕГЭ, создать рецензию – более сложный жанр. Заранее я попросила выполнить подобную работу двух учениц нашего класса. Вопрос: «Соответствует ли сочинение предложенному плану?» (Приложение 1. Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников). В. Рецензия на текст (Смыслина Анна). (Приложение 3, Приложение 1. Слайд 11) Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся). Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии. 5. Подведение итогов – Что полезного вы, ребята, получили на этом занятии? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста и других видов анализа, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры). На нашем занятии мы закрепили навыки написания сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии. – Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке: Издревле, когда еще чтилась рогатина, Вокзалы, метро в малахите да мраморе, – Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы). Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |