Преподавание русского языка Воспитание юных интеллектуалов через клубные формы работыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 898 Григорьева Нурия Варисовна, учитель начальных классов Изменения, происходящие в последние годы в системе образования, её переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, заставляют по-новому взглянуть на процессы обучения и развития личности учащегося. Интеллектуальному развитию ребенка в нашей гимназии уделяется особое внимание. Начиная с первого класса, мы стараемся вовлекать ребят в исследовательскую деятельность, учим работать в группах, как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Совместная работа побуждает детей к развитию и проявлению таких личностных качеств, как самостоятельное целеполагание, осознанность, избирательность поведения, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление. В данных условиях работы значительно повышается качество и оригинальность выполнения заданий, проявляется групповая сплоченность, чувство гордости за общий успех, взаимопомощь, дружелюбие. Немаловажную роль в становлении личности играет общение. Ведь общение – это не только обмен информацией, но и установление взаимопонимания, обмен идеями, обмен опытом. Общение является важнейшим условием для гармоничного развития личности, для развития его познавательных и творческих способностей. Главным условием такого развития является организация учебно-познавательной работы. Каждый урок, каждое внеклассное занятия должны строится таким образом, чтобы ребенок решал какие-то проблемы, задачи путем свободного обсуждения, анализа этих проблем. Необходимо вовлекать ребенка в коллективную познавательную деятельность, суть которой заключается в поиске, в сопоставлении подходов и результатов, полученных в ходе совместной исследовательской работы. Только в этом случае ученики будут овладевать настоящими знаниями. Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 3-4 класса “Заседание клуба “Знатоки”. Организационный этап В подготовке игры принимает участие весь класс. После сообщения темы дети делятся на 3-4 команды по 5-6 человек ( при этом необходимо учитывать интеллектуальные способности), каждая группа получает домашнее задание: подготовить музыкальную или рекламную паузу. Вожатые помогают группам в подготовке, они же готовят награды победителям. Основной этап: игра Заседание клуба “Знатоки-I” Знание и только знание делает человека свободным и великим. Тема: Великий, могучий русский язык Цели: повышать познавательный интерес учащихся к русскому языку; развивать устную и письменную речь, углублять и систематизировать представления о слове как единице языка, развивать способность воспринимать, анализировать, обобщать, адекватно оценивать свои и чужие ответы. Ход игры Парты расставить по группам. Выбрать 2-3 помощников для ведущего. Ведущий – вожатый или учитель. За каждый правильный ответ команда получает баллы, результаты отмечаются на табло (доске). Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков. Задания приготовлены на листочках. Задание 1 (3 балла) Найдите и исправьте ошибку.
Ответ: Бак – рак, лось – ложь, соду – воду. Задание 2 (5 баллов) Найдите антонимы и прочитайте слова по первым буквам.
Ответ: Умница Задание 3 (4 балла) Определить части речи. 1. а) Строй дома. б) Дети встали в строй. 2. а) Кошка пила молоко. б) Пила хорошо наточена. Ответ: 1. а) глагол; б) существительное. 2.а) глагол; б) существительное. Музыкальная пауза. Задание 4 (11 баллов) Многозначность слов. Объяснить значение слов. 1. Ручка 4 балла 2. Перо 3 балла 3. Идти 4 балла Ответ: РУЧКА: 1) орудие письма; 2) бывает у чемодана, у портфеля; 3) рука ребенка; 4) бывает у кресла (подлокотник). ПЕРО: 1) пером пишут; 2) перьями покрыты птицы; 3) зеленый лист чеснока или лука. ИДТИ: 1) передвигаться, делая шаги; 2) двигаться в определенном направлении; 3) падать (об осадках); 4) быть к лицу (кофточка идет) Задание 5 (5 баллов) Пришло письмо из уголка Дурова. Пока оно шло, порвалось. Попробуйте разобраться, что было в письме написано. Котел смета нудно выл и зал всё. Ответ. Кот ел сметану, дно вылизал всё. Задание 6 (5 баллов) Игра: “Стоп-машина”. Все хором повторяют слова: Стоп, машина, стоп, машина, Стоп, машина, стоп! Стоп, машина, стоп, машина, Стоп, машина, стоп! Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст (“Стоп, машина, стоп….. ”) В нужный момент дети (никто не подает знака) должны воскликнуть хором: “Стоп!”. Побеждает та команда, у которой лучше и дружнее получится. Задание 7 (за каждое задание 5 баллов) Даны названия животных, только в них буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопрос. 1. Какое из животных слышит ногами? Екчузник, сила, путех, брестя. Ответ: Кузнечик. Органы слуха расположены у него на голенях передних ног. В отличие от лисы, петуха, ястреба и других животных. 2. У какого насекомого восемь ног? Печал, хума, пука, баобчак. Ответ: У паука. У пчелы, мухи и бабочки-6 ног. 3. Какое животное может жить без пищи 7 лет? Кулося, кщел, девьдем, вел, зока. Ответ: Клещ. В отличие от косули, медведя, льва, козы и прочих животных. Ведущий и помощники подсчитывают баллы. Выигравшая команда награждается медалями (самодельными) клуба “Знатоки”, совершает круг почета под дружные аплодисменты. Заключительный этап: Сразу после игры проводится частичная рефлексия. - Понравилась ли вам игра? - Что понравилось, а что не понравилось? На следующий день или через некоторое время после игры проводится полная рефлексия. Команды собираются в том же составе. Проводится анализ игры, дети делятся своими впечатлениями, что понравилось, какие были самые удачные ответы, что вызвало затруднение, как сработала группа, какие моменты не понравились, что нужно сделать, чтобы в следующий раз было интереснее. Выявляется лучший игрок в команде, лучший игрок в классе. Заседание клуба “Знатоки-II” Слова, слова, слова, Тема: Великий, могучий русский язык. Цели: Воспитывать познавательный интерес к родному языку; развивать логическое мышление; устную и письменную речь, внимание, развивать способность эмоционально воспринимать, анализировать, обобщать, адекватно оценивать свои и чужие ответы; учить употреблять в своей речи фразеологические единицы; углублять и систематизировать представления о слове как единице языка. Ход игры.
Выбрать капитанов, 1-2 помощников для ведущего. За каждый правильный ответ команда получает баллы, результаты отмечаются на доске. Выигрывает команда, которая набирает наибольшее количество баллов. Задания приготовлены на листочках.
Читай и считай. Сколько раз можно прочитать слово “радар”?
Ответ: 64 раз можно прочитать слово “радар” Найдите животное (20 баллов) МУСКУЛ Ответ: - МУЛ КОЖУХ - ЖУК ЩАВЕЛЬ - ЛЕЩЬ ОТТЕНОК - ЕНОТ Найдите рифму (5 баллов) Храбрец. Ответ: молодец, беглец, огурец, холодец и т.д. Музыкальная пауза (домашнее задание) Напишите рассказ (10 баллов) Все слова в вашем рассказе должны начинаться на букву “Ч”, (или любую другую букву), для каждой команды разные буквы. Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Выделите окончание, основу и их общую часть (10 баллов) 1. желток, железо, желтый; 2. носильщик, нос, носатый; 3. часовщик, часть, час; 4. печурка, печать, печка; 5. циркуль, циркач, цирк.
1. Дело в шляпе. (Все хорошо, все в порядке. Об успешном завершении чего-либо) 2. Жить чужим умом. (Придерживаться чужих взглядов, не быть самостоятельным) 3. Корова языком слизала. (Быстро и бесследно исчез, будто и не было) 4. Слаб на язык. (Чересчур болтлив) Составьте мини-рассказ Из каждой команды вызывается по 1 человеку, он должен нарисовать рисунок к одному из данных выражений, а команда в это время составляет мини-рассказ, в котором будет использовано это выражение (15 баллов).
Ведущий и помощники подводят итоги. Победившая команда награждается медалями “Знаток русского языка”, совершает круг почета под дружные аплодисменты. Сразу после игры проводится частичная рефлексия. - Понравилась ли вам игра? - Что понравилось, а что не понравилось? На следующий день или через некоторое время после игры проводится полная рефлексия. Команды собираются в том же составе и проводится анализ игры. Литература 1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. 2. Дружинина М. В. Поиграем в слова. – М.: Просвещение, 1997. 3. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1980. 4. Огнев С.И. Толковый словарь. – М., 1994. 5. Успенский Л. В. Слово о словах. – М., 1997. 6. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М., 1978 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |