Преподавание русского языка
Урок развития речи по русскому языку
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1266
Иконникова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - Показать возможности использования существительных в собственной речи;
- С психологических позиций продемонстрировать учащимся, как по-разному воспринимается разными людьми одно и то же слово;
- Развивать речь; обогащать словарный запас учащихся;
- Научить собирать материал и писать мини-сочинения о своих впечатлениях от слова;
- Воспитывать чувство патриотизма.
Подготовительная работа: - создание презентации;
- опережающее домашнее задание для учащихся – найти из разных источников информацию о происхождении слов Русь, Россия.
Оборудование: ХОД УРОКА 1. Организационный момент – Сегодня на уроке мы будем готовиться собирать материал для написания сочинения по слову. Оформим записи в тетради: число, тема урока. (Слайд 1) 2. Работа с ассоциациями – Иногда то или иное произнесённое, прочитанное или написанное слово вызывает в нашей душе некоторые воспоминания, какие-то впечатления или ассоциации. Что такое ассоциация? Это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания – слуховые, зрительные. (Слайд 2) Запишите в тетрадь определение. – Проведём ассоциативный эксперимент. Я назову слово, а вы быстро записываете то слово, которое пришло на ум первым, когда вы услышали произнесённое слово. Это слово – «Россия». (Учащиеся быстро молча записывают слова-реакции, возникшие на слово-стимул). – Зачитываем ассоциации к слову «Россия». Это – страна, государство… Сравните и сделайте вывод о том, почему вы записали именно такие ассоциации. С чем в вашем сознании связаны эти слова? Слайд 3. Возможные ассоциации. Слайд 4. Эпиграфом нашего урока я взяла слова поэта 20 века Вадима Шефнера. «Словом можно лечить, словом можно убить, словом можно полки за собой повести…» – Именно с ассоциацией мы сталкиваемся, когда читаем высказывание С.Есенина, который говорил о своём восприятии слова «Россия»: «Россия! Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Слайд 5. – Как вы думаете, почему у Сергея Есенина возникли именно такие ассоциации? 3. Работа со словом (словарная работа). – Читаем стихотворение Л.Татьяничевой «Я у старого дуба спросила…»: (Слайды 6, 7) Я у старого дуба спросила, Долгожителя отчих полей: – Кто распевное имя Россия Дал Отчизне твоей и моей? Дуб ответил, вершину склоняя: –Это было ещё до меня… Отыскала я древний курган: – Хочешь, в ноги тебе поклонюсь. Ты скажи мне, степной великан, Кто придумал название Русь? Услыхала я тихий ответ: – Здесь стою с незапамятных лет. Но не помню рожденья Руси, Ты об этом у Волги спроси! Я пришла предрассветной порой На откос, где растёт краснотал: – Волга-матушка, тайну открой! Волга звёзды качает в горсти, А в глазах – доброта, Не упрёк: Кто Россию Россией назвал? – Дал могучее имя Руси Тот, кто Волгою Волгу нарёк! – Ответьте на вопрос, прозвучавший в стихотворении: так кто же дал имя России? Почему именно так назвали: Россия, Русь? – Приведите известные вам версии, как и откуда появилось это слово. Ребята зачитывают свои найденные версии. (Учитель – есть версия, что слово произошло от названий древних племён, населявших когда-то территорию нашей страны). – С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Объясните, почему вы так считаете. – У С.Есенина Русь чаще всего голубая: «…Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь». «Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза». Синь – это речные просторы, озера, голубое небо… – А можно ли представить Русь коричневую, фиолетовую, чёрную? Какую цветовую гамму используете вы при описании Руси? – Какие однокоренные слова или синонимы можно подобрать к данному слову? Синонимы: Россия, Русый, Росы, Отчизна, Родина, мать. Однокоренные слова: Россия, россиянин. Запишите их в тетрадь. – Проведём эксперимент: как вы считаете, можно ли сказать «деревянная Русь», «белокаменная Русь»? А «стальная»? Обоснуйте свою точку зрения. Слайды 8-13. Вашему вниманию я представляю несколько фотографий архитектурных сооружений, созданных в прошлые века. Что это? Это русские храмы и соборы. Это мои ассоциации со словом Русь, такой я её представляю. Какая Русь на них представлена? 4. Работа с текстом – Прослушайте текст. – Какие ассоциации связаны у автора текста со словом «Россия»? – Какое новое значение слова раскрыто в этом тексте? Выпишите для себя … Русь Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами… Русь, Русские, Россия, Россияне. Может быть, слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому она течёт. Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах или деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и ещё значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: – Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвёл! – На Русь? – ахнул я. – На Русь, – подтвердила хозяйка. Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, – и нет его, откажется от него хозяйка. Осторожней осторожного спрашиваю: – Что такое – Русь? – Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Я слова вымолвить не могу. У меня слёзы из глаз от радости. Русь – светлое место! Русь – страна света. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в имени твоём, коротком, как вдох счастья. (По С.Романовскому). – Какие ассоциации связаны у автора текста со словом «Россия»? – Какое новое значение слова раскрыто в этом тексте? – Что вам понравилось в этом тексте, что поразило? 5. Написание сочинения-миниатюры о слове «Россия» Существует несколько видов мини-сочинений: - сочинение-миниатюра,
- сочинение-размышление,
- сочинение по впечатлениям,
- сочинение-эссе.
Задание: выберите один из видов сочинения и изложите в нём все свои мысли, впечатления от сегодняшнего урока на тему «Россия». (Если не успевают на уроке, то это и есть домашнее задание).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|