Преподавание литературы Урок толерантности по рассказу Б.Васильева "Великолепная шестерка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.01.21 Просмотров: 1117 Зарипова Альбина Рамисовна, учитель русского языка Цели:
Предварительная работа:
Оборудование:
ХОД УРОКА: 1. Вступительное слово учителя: Произведение искусства, как говорил Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель, Борис Васильев очень своеобразен и самобытен. Рассказ «Великолепная шестерка» дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, проявляющейся во всем: в композиции, в выборе названия рассказа, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей и других художественных средствах. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно, если голос автора, как в «Великолепной шестерке», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над тем, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому он должен всегда оценивать последствия своих поступков… 2. Чтение по ролям экспозиции рассказа: Звучит на фоне музыки звук топота лошадей. «Кони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго надувал рубашки. И никакие автомашины, скутера, мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог. - Обратимся к названию рассказа: «Великолепная шестерка». Кто такие истинные Вэл, Роки, Дэн, Эдди…? (Это отчаянные парни Дикого Запада, ковбои, которые обладали настоящими мужскими качествами: смелостью, мужеством, бесшабашностью, между ними была крепкая мужская дружба и т.д.) И герои рассказа – обыкновенные мальчишки, такие же, как вы – стремятся во всем быть на них похожими. Они даже называют себя их именами. А разве плохо иметь кумиров? - Об их характерах мы поговорим позже, когда наша инициативная группа справится со своим заданием. (Отдельной группе детей дается ЛИСТ-ОПРОСНИК); - Но кроме них главной героиней рассказа является начальник пионерского лагеря Кира Сергеевна. Что это за человек? Каковы ее принципы? Какие детали говорят нам о ней больше, чем ее «высокие стремления»? Что насторожило вас в этой, казалось бы, со всех сторон положительной героине? - В чем она видела смысл жизни? («…в борьбе: за первое место, за лучшую самодеятельность, за наглядную агитацию, за чистоту лагеря и чистоту тел…».) - Что было для нее высшей наградой? («…право отчитаться на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона».) - Хотелось бы вам отдыхать под началом Киры Сергеевны? - Ее подчиненные – подстать руководителю: старшую пионервожатую автор называет «бюст», подчеркивая этим самым ее безликость и бессловесность. - Кто еще составляет «свиту» начальника лагеря? (Физрук.) - Ему противопоставлен другой молодой человек – участковый милиционер. Они принадлежат одному поколению, но это совершенно противоположные личности. Давайте попробуем дать им сравнительную характеристику. ( Лейтенант – стеснительный, скромный человек, пришедший разобраться в беде совершенно чужого человека; он неравнодушен, терпелив, вежлив. Некоторые его фразы говорят о несвойственной молодежи мудрости («Старики да дети – всем родня…».) Ему противопоставлен физрук – напористый, грубоватый парень, уверенный в своей безусловной правоте и силе, «рубящий сплеча»). - Кого из них можно назвать толерантным? Почему? ( Лейтенанта, потому что он думает не о себе, а о других, и умеет отстаивать свою точку зрения, он гуманен.) - Кого из героев рассказа можно еще назвать толерантным? (Старика-инвалида.) - Нарисуйте словесный портрет этого человека, может ли этот портрет вызвать отвращение?(«…маленький, худой, облезлый старичок в синтетической, застегнутой на все пуговицы рубашке, на которой очень нелепо выглядел тяжелый орден Отечественной войны…» Не может, ибо оценивать человека по его внешности – глупо; он вызывает отвращение и недоумение лишь у Киры Сергеевны, для которой важна только внешняя сторона дела.) - Для чего лейтенант и старик пришли в пионерский лагерь? ( Хотели поговорить и поставить в известность людей, ответственных за воспитание душевных качеств в детях (совести, сострадания, ответственности), в том, что их подопечные абсолютно лишены этих качеств, - по их вине погибло шесть лошадей, ради которых е щ е жил Петр Дементьевич Прокудов…). - Почему диалога не получилось? (Потому что герои рассказа мыслят разными нравственными категориями, у них слишком разные ценности.) - В чем видит проблему Кира Сергеевна и в чем видит проблему лейтенант? (Для Киры Сергеевны трагедия в том, что на лагере теперь будет пятно, а для лейтенанта важна судьба никому не нужного старика, потерявшего смысл жизни.) - А почему для инвалида вместе со смертью коней померк свет? Кем для него были эти кони? ( Они спасли ему жизнь; лошади, по мнению старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо сострадание и самоотверженность.) Читаю стихотворение Н. Заболоцкого «Лицо коня»:
Предлагается составить ассоциативный ряд, который возникает при слове «лошадь». (Тепло, понимание, незаменимая помощь, жеребенок, хороший собеседник, надежный друг, красота, душистое сено, грустные глаза и т.д.) – примеры читаются на фоне «Песенки летающих лошадей» Ю. Мориц. - А у Васильева мы читаем: «Женщины и физрук с ужасом смотрели на оскаленные, задранные к небу мертвые лошадиные морды. Дрожащий корявый палец влез на фотографию, ласково по ней провел: - Это – Сивый. Старый был, больной, а глянь, только справа все обглодал. А почему? А потому, что слева Пулька была привязана, так он ей оставлял. Кони, они жалеть умеют…» - Вот теперь настал момент поговорить о той самой великолепной шестерке. Выступление инициативной группы ( характеристика мальчиков):
- Кто все-таки виноват в случившемся? (Те, кто воспитал мальчишек – умных, всесторонне развитых, начитанных, смелых и т.д. – равнодушными, безответственными и бессердечными.) - Композиция рассказа стройная и продуманная. В чем ее особенности?( Наличие пролога и эпилога.) Если бы не было эпилога, рассказ получился бы таким «пронзительно-трагичным»? Охарактеризуйте роль эпилога.(Его целесообразно зачитать):
- Кто виноват в его смерти? (Прямо – Кира Сергеевна ( она дала ему деньги на водку, хотя знала, что это убьет старика); косвенно – все наше общество, которому уже не нужны «пережитки прошлого»). - Автор поднимает в рассказе важную проблему Памяти. Человеческой памяти. Речь идет не о государстве и о льготах ветеранам Великой Отечественной войны, а о молодежи, которая, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляет уважения к тем, кто выстоял в страшные сороковые. - Рассказ закончился трагично. Что-нибудь или кого-нибудь изменила эта трагедия? (Самое страшное, что нет: Кира Сергеевна выбросила фотографии и выкинула из головы окончившуюся смену; лошадей списали; дед умер; мальчики так ни о чем и не узнали). Вас этот рассказ чему-нибудь научил? Какие выводы мы можем сделать? 3. Выводы: (делают учащиеся).
Последующая работа: сочинение-миниатюра (темы на выбор):
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |