Преподавание русского языка Урок русского языка в 6 классе по теме: "Роль личных местоимений в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.01.18 Просмотров: 881 Кучерова Оксана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: 1.Выставка книг по теме: «Стихотворения русских поэтов о природе». 2. Плакат-рисунок «Страна местоимений». 3.Рисунки, изображающие личные местоимения. 4. Карточки. 5. Перфокарты - карточки. 6. Репродукции картин о природе. План урока: I. Организационный момент (цель урока.) а). Запись плана темы урока. б). Особенности употребления местоимений, значение местоимений. II. Работа с местоимением «я». III. «Найди, исправь ошибку» - правильное использование местоимений в речи (3 человека.) IV. Работа с перфокартой — определение лица местоимений (по стихотворениям русских поэтов о природе). (Индивидуальная работа.) V. Синтаксический разбор предложений, включающих местоимения (по стихотворениям русских поэтов.) - Работа по вариантам. - Индивидуальная работа: - Определение синтаксической роли местоимений + фонетический разбор личного местоимения. VI. Устная работа со стихотворениями (нравственный аспект). (Коллективная работа). VII. Составление и разгадывание загадок, содержащих личные местоимения. (Индивидуальная работа.) VIII. Вывод (итог урока, оценки.) Ход урока.
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в таинственную страну Прономас, в город Личностей, узнаем, кто там живёт, работает, каким законам правописания подчиняется, и какое участие принимает в нашей речи. Мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе ... Местоимения, подобно Ярким лучам солнца, озаряя. Высвечивают все уголки родного языка … К. Чуковский II. - И начнём мы с работы над числом (объяснения орфограмм -четырнадцатое марта), а затем запишем план темы урока, которому и будем следовать: - употребление местоимения вместо имени существительного, прилагательного, числительного. Указание местоимения на предмет, признак, количество; - изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам, родам (3 лицо); - синтаксическая роль личных местоимений; - особенности употребления личных местоимений в стихотворной речи. - Хорошо. Так вот, нам нужно будет узнать, что обозначает слово pronomas. А для этого посмотрите на 3 предложения (записаны на доске): 1. Скоро она вступит в свои права. (Скоро весна вступит в свои права.) 2. Такая погода продержится недолго. (Дождливая погода продержится недолго.) 3. Через несколько дней засияет солнце. (Через два дня засияет солнце.) - Вам ясно, о чём или о ком идёт речь? Какая погода будет держаться недолго? Через сколько дней засияет солнце? - Нет. - А что нужно сделать, чтобы всё стало понятно? - Сделать запись более точной, то есть заменить личное местоимение существительными, прилагательными и числительными (Производится запись.) - Хорошо. А теперь отложите ручки и внимательно послушайте рассказ Януша Корчика (читает ученик.) «Я вам расскажу об одном малюсеньком слове таком умном, что просто не верится. Это слово — кто? Постучат в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?... А тот всё отвечает: «Нет! Нет! Нет!». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там? - и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей. - Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из увиденного и услышанного - какое значение имеют местоимения? - Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, одушевлённые и неодушевлённые, их признаки и количество, но не называет их. Употребляется вместо имени существительного, прилагательного, числительного. - Итак, теперь, наверное, понятно, почему pro-nomas обозначает сочетания слов «вместо имени». Так вот, это страна, куда нелегко проникнуть: «Оставь надежду всяк сюда входящий, если не знаешь местоимений ты...» - это говорит король. Давайте угадаем, как его зовут. Слушайте внимательно стихотворение М. Рокотова и записывайте местоимения «Я» и его формы.
- К какому разряду относятся записанные вами местоимения? (Личные.) Хорошо, а теперь перенесёмся в древние времена, когда существовала буква «аз» - первая буква церковнославянского и русского алфавита. Она соответствует личному местоимению 1 лица, ед.ч. - «яз», которое позже изменилось в «я» - аз -яз -я (пишет и говорит ученица.) Вывод: мы узнали историю местоимению «я» и с помощью стихотворения М. Рокотова просклоняли его. Но оно (местоимение «я») не может затмить города «Личностей», в нем живут: Гордые - Мы Одинокое - Ты Вежливое - Вы (вы) Неотразимая - Она Всегда печальное - Оно Великолепный - Он Дружные, неразлучные - Они. (Работа с рисунками, изображающими эти местоимения.) Bсe они дружные и никогда не дают друг друга в обиду, когда кто-нибудь произносит или пишет их неправильно, поэтому: III. Найдем и исправим ошибку в их употреблении. Обозначить род, число, падеж правильно употребленных местоимений. Пользоваться нею – ею [3 л., ж.р ,тв.п.] Плывут по нем — по нему [3 л., м.р., дат.п.] Говорить с им - с ним [3 л., м.р.тв.п.] Без его решили - без него [3 л., м.р., дат.п.] Был у его - у него[3 л., м.р. р.п.] Подойти к ей - к ней [3 л., ж.р.,д.п.] Обратиться к ему - к нему [3 л., м.р., д.п.] - Какая особенность проявляется у местоимений 3 лица? (У местоимений 3 лица в косвенных падежах появляются предлоги). А теперь приступим к самостоятельной практической работе. IV. Работа с перфокартой. Цель: Определить лица местоимений, заключенных в отрывках стихотворений русских поэтов начала XI-XX века о природе. 1. Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонок трепет... Чем иным тебя прославить Жизнь души, весны приход. /Тютчев/ 2. Ещё дрожат цветы, полны водою О, не топчи их с новою враждою Презрительной пятой. /И.Бунин/ 3. Светила, как детский взор, река, и ветви Ив склонились к ней. /А.Плещеев/ 4. И так говорил листочек дубовый: «Я до срока созрел и вырос в Отчизне суровой». /М. Лермонтов/ 5. «Всё красное лето. Мы были в красе – Играли с лучами, Купались в росе». /Тютчев/ 6. Луга побледнели. Зефиры ушли... Пора и нам улететь. /Тютчев/ 7. Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд. /Никитин/ 8. Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать. /Никитин/ - Итак, вы прослушали отрывки из стихотворений. О каких временах года идёт речь? (О весне и осени.) - Верно. Поэты точно, ярко подмечали неповторимые прелести русской природы, пробуждающейся весной и замирающей осенью. Обратите внимание на слова, сказанные С.А. Есениным: «Меня всегда поражают изумительные краски пробуждающейся весны, земли, и я горжусь тем, что россиянин». Согласны ли вы с поэтом? В чём? - Вернёмся к местоимениям. Для чего авторы используют их в своих произведениях? (Для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица.) Обратимся к стихотворению А.А. Фета о милой нашему сердцу весне. (Ученик читает наизусть данное стихотворение, выделяя интонацией содержащие в нем личные местоимения.) Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно, радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. Эта заря, Эта весна Так непостижима, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты – благодатная тайна моя. V. А теперь поработаем над предложением 1. Работа с классом (по вариантам) Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор. Данные в скобках местоимения поставить в нужном падеже. 1 вариант.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное — 2 части, бессоюзное) 1 часть - Простое, распространенное, двусоставное. 2 часть - Простое, распространенное, двусоставное. 2 вариант . 1 часть - Простое, распространенное, двусоставное. 2 часть - Простое, распространенное, двусоставное. 3 часть - Простое, нераспространенное, двусоставное. 2. Индивидуальная работа Задание: записать предложение, определить синтаксическую роль личных местоимений. Выполнить фонетический разбор местоимения. * Что с нею, что с моей душой? ...С ручьем, она - ручей, И с ним журчит привольно... (с) нею [ н,эй, у ] - 2 слога и [ н,] - согласный, звонкий (н.), сонорный (н.), мягкий (п.) е [ э ] - гласный, ударный. _________________________________ VI. А теперь обратимся к самому важному в жизни человека - любви и бережному отношению к Земле и всему, что находится на ней. Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А.А. Фета (записано на доске.) Обозначьте род, число, падеж, лицо местоимений, содержащихся в стихотворении. Кругом зима. Жестокая пора! И за сердце хватает холод лютый; Но верь весне. Ее (притяжательное) промчится гений; Опять теплом и жизнью дыша. - Чему нужно учиться у природы? (Стойкости, выживанию. У нее главное свойство - отдавать все, что у нее есть. Она никогда не бывает жестокой, если человек не будет способен на это. В душе человека должна быть всегда весна, как у природы.) VII. - А сейчас отдохнем. Каким образом? Составим загадки, включающие личные местоимения, и попытаемся их разгадать. Задание: Из слов, записанных на доске, составить загадки. * Не спит; она; то полна; то стройна; по ночам. - То полна, то стройна По ночам не спит она. (Луна.) * Голос умолкает; на свет; голос человеческий; его рождает; оно умирает. - Голос человеческий На свет его рождает, Голос умолкает – Оно умирает. (Эхо.) VIII. а). Выводы по уроку. - Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, что личные местоимения могут разнообразить, украсить нашу речь, помочь точно выразить мысль. б). Оценки за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |