Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 11-м классе по жизни и творчеству Б.Пастернака
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 11-м классе по жизни и творчеству Б.Пастернака


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2015.01.16
Просмотров: 1161

Коренкова Лариса Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе

Цели урока:

  1. Познакомить с биографией, гражданской позицией писателя Б.Пастернака,
  2. Научить видеть взаимосвязь событий, чувств, стихотворений.

Задачи:

  • обогащение учащихся знаниями о поэтах Серебряного века,
  • развитие речи, совершенствование навыков анализа поэтического произведения,
  • воспитание чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, чувства прекрасного к миру, философского восприятия жизни.

Оформление урока:

Эпиграфы:

Давай ронять слова,
Как сад – янтарь и цедру.
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.

Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламенённой чьей-нибудь.

О знал бы я что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют.

Но быть живым, живым и только,
Живым - и только до конца.
И дольше века длится день
И не кончаются объятья.

Портрет Б. Пастернака, книги с нотами, шахматы, картины Серова, Репина, Врубеля, портреты Блока, Маяковского, Цветаевой Ахматовой, Сталина, книги Б.Пастернака, роман “Доктор Живаго”, Нобелевская премия, свеча, рукописи, гитара, газеты.

Презентация фотографий, слайды эпох с названиями на каждый период жизни и творчества. (Приложение)

Музыкальное сопровождение (мелодия песни “Мело, мело по всей земле”).

Ход урока

Звучит песня “Зимняя ночь”, и девушка зажигает свечу.

Во время исполнения песни идёт показ презентации фотографий поэта.

- Свеча горела на столе, свеча горела…

Почему так часто писатели обращаются к образу свечи?

(это символ надежды, творчества, поиска…)

- Мы сегодня снова зажгли свечу, чтобы поговорить о Борисе Пастернаке, чтобы

Ронять слова
Как сад – янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.

Слайд: Давай ронять слова…(фотография молодого Пастернака).

- Ваше слово о поэте после самостоятельного знакомства дома?

- Что на ваше интервью о поэте ответили родители?

- Не странно ли, что родители не знают этого поэта? Пожалуй, нет. Ведь столько лет имя оставалось под запретом и вот вернулось, заговорило, засверкало! Почему?

“Нить судьбы” назовём мы наше исследование, чтобы понять зачем, почему, как, когда, где, кем забылось это имя и теперь снова вернулось к нам.

Перед вами прошли портреты поэта разных лет. А вот что говорили о нём:

“Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в меховой шапке он выглядел как какой-то персонаж русской сказки”. (О. Карлайл)

“Пастернак похож одновременно на араба и его лошадь”. (М. Цветаева).

“Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З. Масленникова).

“На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос”. (Ю. Анненков).

- Что помогает понять в Пастернаке его внешность?

Творческий путь поэта – это “судеб скрещенье”, много человеческих судеб переплелись с этой, да и судьба России не отделима от неё. Поэт и эпоха неразделимы.

Запишем годы жизни:1890 – 1960 годы. Попробуйте определить вехи, “протянуть времён связующую нить”. Чем объясните свой выбор? Пусть вам помогут предметы на столе и выученные вами стихи, пусть всё это заговорит. Кто начнёт?

(в ходе беседы определяем первый этап в жизни поэта).

На доске появляется запись: 1890-1912 годы.

“Февраль. Достать чернил и плакать!” 1912 год.

Чтение с комментариями. (Это стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. Он родился 10 февраля в Москве, когда “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Мир здесь представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Думаю, что такое внимание к предметам у поэта от отца. Его отец – Леонид Осипович – преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л.Толстого, первым иллюстрировал его произведения.)

- Что известно о матери поэта?

Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – пианистка европейской известности. Она прекрасно играла. Музыка для Пастернака была культом. Вне музыки себя не представлял. Больше всего любил Скрябина. Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Музыкантом не стал, но сколько стихов навеяно музыкой, в скольких упомянуты её творцы!

“Годами когда-нибудь в зале концертной”

- Живопись, музыка – это ещё не Пастернак. Его всегда отличало глубокое мышление, поиск сути. Что вам известно об источниках этого?

(Вариант ответа: В своей исследовательской работе “Литература и шахматы” я встретилась с интересным открытием: наши писатели, почти все, играли в шахматы. Пастернак не стал исключением. Мало того, фигуры шахмат ожили в его строчках. В 1912 году он поехал в Марбург изучать философию. И вдруг – удивительная встреча, которая заставила его писать стихи. Пастернак впервые влюбился и - получил отказ, но появилось стихотворение, которое мне близко, потому что я тоже, как Пастернак, увлечена поэзией и шахматами).

“Марбург” 1916 год. Чтение с элементами анализа.

- Как видим, в отчем доме сложились все предпосылки для будущего писателя: музыка – живопись – философия. Это ещё раз доказывает: все мы родом из детства, семья – основополагающее начало каждого из нас. Дорожите ею!

Первый период становления Пастернака можно считать завершённым: выбор сделан, путь в поэзию открыт. Что дальше?

На доске появляется запись: 1913-1930 годы. Сестра моя - жизнь. Фотография Пастернака этого периода.

- Можете ли объяснить или предположить, почему из поэтов серебряного века у нас оказались портреты А. Блока и В. Маяковского?

Предполагаемые ответы: А. Блок – представитель символизма. Окружающий мир видел в символах и особом предназначении. Пастернаку он был близок по восприятию мира. В. Маяковский - футурист, для которых главным было преобразование мира, поиск новых образов. Много ассоциативных восприятий встречается и у Пастернака.

Становление Б.Пастернака происходило под влиянием окружения. 10-е годы появление разных течений. Сначала поэт увлёкся символизмом, но не столько им, сколько видением мира А.Блока, А.Белого. Позже его привлекает футуризм, но самое умеренное его отвлетвление “Центрифуга”.

- Поэзия Пастернака ориентирована на вечные законы бытия, природы, а не на переделку мира и отказ от прошлого. Ни к одному из течений не примкнул, выбрал свой путь, и уже в 1922 году вышел сборник “Сестра моя - жизнь”. Здесь много света, лёгкости, по-пастернаковски звучит тема любви: в этом году он женится на художнице Евг. Влад. Лурье.

- Кто хотел бы прочитать строки о любви?

“Любимая – жуть…” 1922 год. Чтение. Разговор об особенностях художественного языка поэта.

- Мне хотелось бы лиричность поэзии Пастернака доказать исполнением песни на его стихи.

“Никого не будет дома” 1931 год (исполняю песню).

- Что представили?

И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!

Всё это войдёт в сборник “Второе рождение”, 1932 год. Но период 30-ых годов станет для поэта нелёгким и займет особое место.

На доске появляется запись: 1932 по 1946 год. Слайд “О знал бы я, что так бывает…” (фотография Пастернака).

- Что можете предположить об этом периоде?

- Почему рядом с портретами поэтов портрет вождя И.В.Сталина?

- 30-е годы для России – трудное время. Началось время нелепых подозрений, необоснованных репрессий. Пастернак делает всё возможное, чтобы обезопасить близких людей: поддерживает Ахматову, Мандельштама. Он не молчит: выступает на 1 съезде писателей в 1934 году, но изменить ничего не может. Зато может остаться самим собой. По-новому начинает звучать тема поэта и поэзии.

“О знал бы я, что так бывает…” 1931 год. Чтение с комментариями.

(В словах таятся горечь, боль, сомнение. Предназначение поэта в том, чтобы встать в один ряд с вечными понятиями “почва” и “судьба”. Миссия поэта жертвенная; в этом его трагедия и величие).

- Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: “Оставьте в покое этого небожителя”. А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для “десяти лет без права переписки”. Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.

Его творчество переместилось в прозу и в область перевода. Он переводит с английского Шекспира, с немецкого Гёте, с венгерского Петефи, с польского Словацкого, с грузинского Бараташвили.

- Как коснулась поэта великая Отечественная война?

(В 1943 году он совершает поездку на фронт, в расположение армии, освобождающей Орёл. Результат – стихи, очерк “В армии” и новые мысли, воплотившиеся в “Стихотворения Юрия Живаго” в 1946 году).

Добавляется запись на доске: 1946-1960.Слайд: “Быть живым. Живым и только…” (фотография Пастернака)

- 1946-1960 годы – “третье рождение”. Согласны ли с такой формулировкой? Среди наших ещё не говорящих предметов – роман “Доктор Живаго”, Нобелевская премия.

(Роман “Доктор Живаго” - особое детище Пастернака. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе. После войны, когда не оправдались надежды на обновление жизни, он приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие. В течение 10 лет писался роман, наступал 1955 год, роман закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала “Новый мир”. Но некоторые были против публикации. Отдал и опубликовал в Италии в 1957 году. Через два года переведён на 24 языка. Анна Ахматова вспоминает: “Борис был счастлив, мы – ждали взрыва”).

- От себя хочется добавить: роман заканчивается смертью Юрия Живаго, но автор помещает в завершении стихи Живаго. И перед нами истины, которые утверждает писатель: история – дом родной, которым нужно дорожить, который соединяет прошлое, настоящее и будущее. Мне очень нравятся строчки из “Гефсимановского сада”:

Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

- Роман принёс мировую славу. 23 октября Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе 1958 года. Не каждому присуждается такая премия! Кто ещё из русских писателей имел такое признание до Пастернака? (И. Бунин). У Пастернака родится стихотворение, совсем не выражающее радость. Почему?

“Нобелевская премия” 1959 год. Чтение с элементами анализа.

- Настроение поэта объясняется биографическими фактами.

- Подготовленное сообщение. Можно использовать материал журнала “Новый мир” 1990 год, №2.

- Травля по всей стране, исключён из Союза писателей. Когда узнал, что Ивинская может лишиться работы, принял серьёзное решение: отказаться от премии.

А газеты не унимались: “Я внимательно, с карандашом в руках, прочитал “Доктор Живаго”. Я почувствовал себя буквально оплёванным. Мы должны сказать Пастернаку: ты нам сегодня здесь не нужен!”,

“Доктор Живаго – плевок в наш народ”,

“Пастернак своим романом и своим поведением поставил себя вне советской литературы и вне советского общества…”

Ему предложили покинуть страну, пригрозили высылкой из страны – это когда тебе 68 лет!

Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами.

“Единственные дни” 1959 год.

“Быть знаменитым некрасиво” 1959 год.

(чтение учащихся с комментариями).

Слайд: Борис Пастернак?!…(свеча)

- Нить судьбы Пастернака закончилась, но не прервалась. Мы связаны временем, историей, традициями.

- Какой бы эпиграф выбрали для биографии и творчества Пастернака?

(ответы детей).

- Любимый композитор Пастернака Скрябин мечтал создать оперу на собственный сюжет, где главным героем должен был стать философ – музыкант – поэт, мечтающий создать произведение искусства, которое преобразует жизнь, превратив её в праздник для человечества. Опера не была написана. Но похоже Скрябинская идея получила воплощение в реальном образе: музыкант – поэт – философ. Кто это? Разве не Борис Пастернак?!

М. Цветаева, подчёркивая, что поэзия Б.Пастернака утверждает жизнь как высшую одухотворённую ценность, в статье “Световой ливень” свои размышления о Пастернаке завершила словами:“И никто не захочет стреляться и никто не захочет расстреливать”. Наверное, это и есть то главное, для чего дано человеку слово. И мы, живущие в 21 веке, не только читаем, но и поём стихи Бориса Пастернака, веря в лучшее, надеясь, что

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал…(январь 1919 год)

И времён связующая нить заставляет звучать инструмент нашего времени гитару и наши сердца.

Ученики исполняют под гитару песню на стихи Пастернака “Снег идёт”, 1919 г.

Домашнее задание:

На выбор предлагается написать эссе “Мой Пастернак”, или размышление “Нить судьбы”, или проанализировать одно из стихотворений Б. Пастернака.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21