Преподавание литературы Урок по чувашской литературе на тему "И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живет…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.01.14 Просмотров: 1234 Власова Татьяна Александровна, учитель чувашского языка и литературы Цели урока:
Оборудования к уроку:
Эпиграф к уроку:
Ход урока Звучит песня “Фронтовики”. Объявляются тема и цели урока. – Урок посвящается одной из самых волнующих тем чувашской литературы прошлого века: подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны. Все дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Обычное “рабочее место” писателя-фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж… Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается этот урок. (Учитель читает стихотворение А.Лукашина “Мужество”).
- Ребята, как вы думаете, почему и в наши дни, когда люди живут совсем с другими проблемами, Великая Отечественная война продолжает жить в памяти людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? (Ответы учащихся.) Правильно, надо внимательно и глубоко вчитаться, вдуматься в произведения писателей-фронтовиков, стремящихся исследовать, осмыслить наиболее трагические и самые героические страницы Великой Отечественной. В этих произведениях раскрываются истоки нашей Победы, духовный мир тех, кто ее завоевывал на фронте и в тылу. (Учитель читает эпиграф, заранее написанный на доске):
Георгий Орлов – Попробуйте сформулировать свое понимание эпиграфа. (Ответы учащихся) - Война никого не оставила равнодушным, в том числе и людей искусства. Вот что говорил русский писатель Александр Фадеев: “Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. А как же чувашские писатели откликнулись на всеобщее горе? Готовясь к этому уроку, мы создали творческие группы. Первая творческая группа должна была подготовить сообщение о литературе военных лет. Слово предоставим ее представителям. 1-й ученик. Чувашская советская литература в этот трудный период жизни Советского государства сделала огромный шаг в своем развитии. Писатели как на фронте, так и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной. Их произведения стали мощным оружием в борьбе с фашизмом. В годы Великой Отечественной войны в литературе ведущее место занимала поэзия. Характерной ее особенностью явилось идейно-тематическое и жанровое многообразие, тесное взаимодействие с устно-поэтическим народным творчеством, изображение жизни, труда и борьбы людей не только своей республики, но всей великой семьи народов обширной страны. К первым откликам чувашской поэзии на фашистскую агрессию относятся стихотворения Семена Эльгера “Кровь за кровь”, “Слово гнева”, Петра Хузангая “Неприступный Ленинград”, “За родную Москву” и т.д. В них говорится о вероломстве гитлеровской Германии и справедливости нашей борьбы против темных сил фашизма. Публицистическая статья, очерк, короткий рассказ представляли собой летопись воинской славы советского народа, горячий призыв писателей к мужественной защите Родины и жгучей ненависти к врагам. Более 20 чувашских писателей участвовало в войне, многие из них героически погибли. Они с честью выдержали суровые испытания военных лет и доказали свою преданность Отчизне как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественно-политической жизни в тылу. 2-й ученик. Народный поэт Чувашии Петр Петрович Хузангай (1907-1970) <Рисунок 1> в годы Великой Отечественной войны в качестве рядового бойца и сотрудника дивизионных газет находился на фронте. Был тяжело ранен. Вот как пишет о значении слова на поле боя П. Хузангай после того как сам сменил перо на оружие (стихотворение написано им в 1942 году). Рисунок 1
Учитель. К сегодняшнему уроку вы также должны были прочитать рассказы чувашских писателей-фронтовиков Леонида Агакова и Александра Артемьева. Что вы узнали о самих авторах? Слово предоставляется второй творческой группе. 3-й ученик. Александр Спиридонович Артемьев <Рисунок 2> родился в 1924 году в Аликовском районе Чувашской республики. После окончания средней школы в 1942 году восемнадцатилетний юноша ушел на фронт. Вначале он – рядовой, затем – младший командир. Он прошел по дорогам войны в составе гвардейских частей до Берлина, а затем воевал против японских самураев на Дальнем Востоке, пересек пустыню Гоби, Хинганские горы и Маньчжурские сопки. Награжден орденом Отечественной войны I степени и многими боевыми медалями. Александр Артемьев – автор более десяти книг повестей и рассказов. Во многих из них воссоздал облик своих боевых друзей, их героизм в боях и вдохновенный труд в послевоенное время. Рисунок 2 - Народный писатель Чувашии Леонид Яковлевич Агаков (1910-1977) <Рисунок 3> воевал командиром стрелковой роты, затем был сотрудником дивизионной газеты “Советский патриот”. На страницах этой газеты было напечатано много его очерков о ратных делах наших солдат, острых публицистических статей о фашистских зверствах на временно оккупированной территории, в которых автор призывал бить врага до его полного разгрома и изгнания с нашей земли. Л.Я. Агаков показывает своих героев в тяжелых условиях войны и тыла, не теряющихся в самых экстремальных ситуациях, показывает их человечность и несгибаемый характер. Например, в таких произведениях: “Синичка”, “Солдатские дети”, “Партизан Мурат”, “Золотая цепочка” и другие. Рисунок 3 Учитель. Давайте вернемся к рассказам “Кукушка” и “Не гнись, орешник”. О чем эти произведения? (Учащиеся делают краткий анализ рассказов). - Вопросы к учащимся: - Оба рассказа ведутся от первого лица. Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица? - Настя Мурзаева и Петр Астров. Что роднит этих людей? - Какие эпизоды рассказов взволновали вас больше всего? Покажите эмоциональную силу этих эпизодов.(Дети должны вспомнить встречу героя рассказа и особо подчеркнуть как родная речь, родная песня помогала выжить в этих ужасных условиях войны. Найти подтверждения, прочитать отрывки из рассказов. В рассказе “Не гнись, орешник” найти отрывок, как чувашскую народную песню пел весь батальон. После этого можно включить песню “Не гнись, орешник”. Пока звучит песня, учитель делает вывод): - Вот звучит песня. Песне ведь не нужно ни бумаги, ни типографии, песне нужна только душа, и она откликнется тысячами и тысячами голосов, долетит до родной стороны. В чем лучше может человек высказать свою душу, излить свое горе, поделиться своей радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне? И сегодня песня помогает в минуту грусти и скорби, омывая душу чистыми слезами и мудрым участием, в счастливые моменты одухотворяет, сплачивает людей. Учитель. Родная речь, родное слово, родная песня помогала героям этих рассказов выстоять, пережить цепь бесконечных смертей и не ожесточиться. Послушайте, пожалуйста, как рассуждает об этом чувашский народный поэт Яков Ухсай. 4-й ученик. Яков Гаврилович Ухсай (1911-1986) <Рисунок 4> прошел от Волги до Праги в рядах Советской Армии в качестве политработника и журналиста. Особое место в творчестве поэта периода Великой Отечественной занимает поэма “Письмо чувашских бойцов и командиров Н-ской дивизии родному народу”. В 1945 году он написал стихотворение “Родной язык”. Рисунок 4
Учитель. Девушки на войне. Какими рисуют писатели Настю и Лизу? Как проявляются их нравственные качества? (Отважные, смелые, в то же время ранимые. Но они чувствуют свой долг перед Родиной, ответственность перед товарищами и т.д. Они любят жизнь, вспоминают мирное время и стремятся вновь к мирной жизни. Они любят и любимы. Все это подтверждается примерами, отрывками из рассказов). Писатели должны были показать, с кем мы воюем: не с немцем или итальянцем, а с фашистом! А его нельзя считать человеком, его нужно ненавидеть. Ненависть – страшное разрушительное слово, но в советских людях она не могла выжечь человеческое, потому что в них жила любовь. Любовь к Родине, к своему дому, к близким, а эту любовь надо защищать. Как подтверждение этой мысли прозвучит стихотворение великого чувашского поэта Петра Хузангая, которое он написал в 1945 году. 5-й ученик (читает стихотворение П.Хузангая “Песнь о Победе”):
Учитель. Да, ребята, в наше непростое время только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Пока жива в человеке, способность любить, народ бессмертен. Ребята, а ведь герои и авторы этих произведений – почти ваши сверстники. В те далекие тяжелые для страны годы они со школьной скамьи, после выпускного вечера шли прямо в строй и прямо в бой. И было это не где-то там, на другой планете, а здесь, на нашей земле, на земле наших отцов и дедов, густо политой кровью. (Звучит отрывок из поэмы Г. Орлова “На безымянной высоте”):
6-й ученик. Это стихотворение написал чувашский поэт Георгий Федорович Орлов (род.1925 г.) <Рисунок 5>. Он в 18 лет был призван в ряды Советской Армии, участвовал в той страшной войне. С боями прошел Белоруссию, Польшу, Германию. Первое стихотворение было опубликовано в 1950 году. Он много пишет о людях и событиях боевого прошлого. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью “За отвагу”. Рисунок 5 Учитель. Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастерки поэты-фронтовики. Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, эти вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата. Готовясь к этому уроку, мы встретились с ветеранами Великой Отечественной войны и спросили их, какие чувства испытывали солдаты 17-18 лет, впервые столкнувшись с ужасами войны. <Рисунок 6> Рисунок 6 (Показываются фрагменты видеосъемки). - Ветеранов войны, вдов погибших, тружеников тыла, всех тех, кто отдал многие годы труда на благо Отчизны, надо окружать заботой и вниманием. Это наш долг. Учитель. Готовясь к уроку, наша следующая творческая группа сделала опрос среди ваших сверстников. Вопросы были такие: 1. Что для вас значит слово “война”? 2. Что мы можем сделать для того, чтобы предотвратить войну? (Ученики анализируют ответы учащихся). Учитель. Жестокая правда о войне, ее психологические нравственные моменты будут с наибольшей пользой служить людям и человечеству в его неустанной борьбе за мир, против ядерного безумия, которое угрожает ликвидировать жизнь на земле. Сегодня снова люди живут под знаком беды, но уже не отдельные страны, а все человечество, даже будущие поколения. Чтобы такой беде противостоять, надо объединиться всем. Ведь каждый человек – это совокупность и столкновение мнений самых разных людей, самых разных позиций, самых разных чувств. И пусть каждый из нас осознает, что мы не исключение в этом ряду. (Звучит стихотворение Александра Егоровича Алги (1913-1977) “Незабываемое”): <Рисунок 7> Рисунок 7
(Завершая урок, учащиеся высказывают свое отношение к услышанному.) - Александр Блок в далеком в 1919 году писал: “Имеем ли мы право, предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит службу людям будущего? Надеемся.” Поэзия тех, кто был охвачен чистым огнем поэтического горения, переполнен любовью к Родине, ненавистью к врагам, – такая поэзия не может быть забыта, так как “предавать забвению, добытое кровью” мы действительно не имеем права. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |