Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Лексика: омонимы, синонимы и антонимы. 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Лексика: омонимы, синонимы и антонимы. 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1847

Омелько Анна Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: повторить основные понятия лексики: синонимы и антонимы, омонимы; воспитывать чувство ответственности, отзывчивости, сотрудничеству, коммуникативности.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

Конспект урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя:

Слайд 1, презентация. Ребята, сегодня утром нам пришло очень интересное письмо. Жители одной необыкновенной страны пригласили нас в гости. Но вот беда! Я не смогла расшифровать название этой страны. Необходима ваша помощь.

Для этого нам необходимо ответить на несколько вопросов.

Кроссворд:

  1. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: кто? что?
  2.  Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?
  3.  Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения?
  4. Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их?
  5. Разговор двух или нескольких лиц называется…?
  6. Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания?
  7. Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения?

Слайд 2, презентация. Ответ:

Слайд 3, презентация. Итак, мы получили письмо из страны, которая называется «Лексика». Давайте вспомним, что же это такое. ЛЕКСИКА (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») - совокупность всех слов русского языка.

Слайд 4, презентация. Отправляемся в путь!

III. Давайте заедем в гости в первый город, который нас ждет. Что это? Все жители очень похожи между собой! Но ведь нас не проведешь, мы разберемся, кто есть кто!

Слайд 5, презентация.

Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.

Я думаю, что каждый из нас видит одинаковые, на первый взгляд, слова.
Но все-таки, что в них разного? Как мы называем такие слова?

Слайд 6, презентация. Итак, жителей первого города вы узнали. Это ОМОНИМЫ - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

IV. Следующий город, в который мы прибыли, тоже очень необычный. Но у жителей беда! Все между собой перепутались! Давайте поможем им!

Слайд 7, презентация. Перед нами слова. Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить?

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбить, полемика, храбрый , тосковать оберегать, решительный.

Слайд 8, презентация. Давайте посмотрим, какие группы получились.

  • 1-я группа: спор, дебаты, дискуссии, полемика;
  • 2-я группа: смелый, отважный, бесстрашный, решительный, храбрый;
  • 3-я группа: горевать, грустить, скорбить, тосковать, печалиться;
  • 4-я группа: защищать, оберегать, оборонять, охранять.

Ребята, как получились такие группы?

По какому признаку вы их объединили?

Как мы называем такие слова?

Слайд 9, презентация. Жителей и этого города вы узнали. Это СИНОНИМЫ (гр. synonymos) – слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

V. Ребята, мы с вами уже проделали большой путь, но, оказывается, есть еще одни жители страны Лексика, которые хотят нам себя показать. Вот только они стесняются.

Давайте поможем им появиться. Перед нами пословицы, но некоторые слова в них пропущены. Наша задача – закончить фразы.

Слайд 10, презентация.

  • Ученье – свет, а неученье - …
  • Меньше говори, а …
  • Корень учения горек, а плод …
  • Мягко стелет, да …
  • В глаза не хвали, а …
  •  Сытый … не разумеет.
  •  Ласточка день начинает, а соловей …
  •  За маленьким погнался, а …
  • Легко сказать, да….
  • Правой рукой строит, а левой…

Что же за слова были пропущены?

Слайд 11, презентация. Правильно, в этом городе живут АНТОНИМЫ. Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

VI. Итак, ребята, путешествие в какую страну мы с вами совершили?

Каких жителей увидели?

В чем особенность каждого?

Слайд 12, презентация. Молодцы! Вот мы и навестили наших хороших друзей! А теперь нам пора возвращаться!


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21