Преподавание русского языка Сравнительный анализ стихотворений Александра Блока "Россия" и Андрея Белого "Родина"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2894 Уланова Екатерина Антоновна, учитель русского языка и литературы Целеполагание и задачи:
Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: урок-анализ (с элементами групповой работы). Оборудование урока:
Раздаточный материал: – справочник-памятка с понятиями и определениями изобразительных средств (для работы в группах); Эпиграф “Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, А.А.Блок Ход урокаI. Организационный момент.Создание ситуации успеха. Учитель: Сегодня, (дата), мы встречаемся с вами на уроке литературы, чтобы в очередной раз соприкоснуться с прекрасным. Я хочу пожелать вам успешной, плодотворной работы. Возможности для такой работы есть у всех. Будьте активны, не бойтесь высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, спорить, ибо в споре рождается истина. Удачи! II. Реализация темы урока:1. Слово учителя: – Тема Родины – одна из ведущих тем многих русских поэтов. Не исключением стали и те, стихи которых мы будем читать, слушать, анализировать. 2.Задание классу: – Прочитайте название темы урока и эпиграф. Опираясь на эти записи, попробуйте сформулировать цели и задачи уроки (ответы детей, учитель корректирует высказывания учащихся). 3.Беседа по вопросам и заданиям, помещённым на мультимедиаэкране (приложение №1): А) В каком году родились А.Блок и А.Белый? 4. Словарная работа с понятиями “оптимизм”, “пессимизм”. (Приложение №2). – Как назовём людей, которым свойственно то или иное мировоззрение? Оптимист – человек, полный оптимизма. Пессимист – человек, склонный к пессимизму. 5. Реализация домашнего задания (чтение стихотворений наизусть). Перед декламацией стихов задаётся вопрос: – Кого из авторов вы назвали бы оптимистом, а кого пессимистом? Попытайтесь интонацией при чтении показать оптимистическое и пессимистическое настроение. 6 .Прослушивание стихотворения А.Блока “Россия” в исполнении профессионала. – Прослушаем стихотворение А.Блока “Россия” в исполнении артиста Вячеслава Тихонова. Чтение будет иллюстрировано репродукцией картины Исаака Левитана, “мастера печального пейзажа”. Соотнесите стихотворение с картиной. (Высказывания учащихся.) 7. Анализ стихотворений А.Блока “Россия” и А.Белого “Родина”. (Работа в группах) – А теперь подробно исследуем тексты двух произведений и выясним: “Какая же она, Россия Блока? Какая же она, Россия Белого?” (Проблемный вопрос). Учащиеся занимаются поисковой работой и выясняют, при помощи каких изобразительных средств и стилистических фигур поэты дают своё представление о России. Пользуясь памятками (приложение № 2), ученики каждой группы находят средства и приёмы, определяют размеры и готовятся к выступлению по защите своего стихотворения. 8. Физминутка (упражнения для глаз, мозгового кровообращения под музыку). 9. Представитель группы “оптимистов” анализирует стихотворение А.Блока “Россия”, аргументированно высказывает точку зрения своей группы и делает вывод. Вывод: Россия у Блока – жена, любимая женщина, образ женственной красоты. Происходит признание в любви, горькой и неизбежной, которая передаётся с большой силой и искренностью. Образ России приобретает конкретные черты, поэт создаёт зримый, ясный, узнаваемый образ. Представитель группы “пессимистов” анализирует стихотворение А.Белого “Родина” и отвечает на вопрос о России Белого. Вывод: У Белого всё передаётся в мистических ужасах, которые виделись ему в современной России. Стихотворение имеет трагическое начало. III. Итог урока. Рефлексия.– Обратите внимание на последние строфы обоих стихотворений и на пунктуацию в них. Какой можно сделать вывод? Ответы детей: У Блока восклицание, подъём! У Белого риторический вопрос, овеянный трагизмом. У первого надежда и уверенность в будущее России. У второго мрачное, болезненное отношение к Родине. – Одинаковые по возрасту молодые поэты, такое разное восприятие Родины и отношение к ней. Любят ли они Родину? (Ответы учащихся). – Скажите, а что вы думаете о современной России, нашей Родине? Какие чувства и мысли возникают у вас по поводу нынешнего положения России? Ведь мы живём в непростое время, в эпоху перемен, реформ. Уверены ли вы в возрождении нашей Родины? С чем , по вашему мнению, это возрождение связано? Станет ли “невозможное возможным”? Оптимисты вы или пессимисты? IV. Тест (приложение №4).V. Домашнее задание:Написать эссе на тему: “Актуальны ли стихи Блока и Белого в XXI веке?” VI. Выставление отметок за урок.– Благодарю за интересный, результативный урок! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |