Преподавание литературы Методическая разработка урока литературы (7-й класс) "Мы в ответе за тех, кого приручили". Повесть Р.Ругина "Ланги"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.01.04 Просмотров: 1007 Тихомирова Тамара Леонидовна, учитель русского языка Урок литературы по теме “Мы в ответе за тех, кого приручили” по повести Р.Ругина “Ланги” проводится в рамках реализации национально-регионального компонента. Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию. Данный урок внеклассного чтения можно провести в 7-м классе (автор программы Коровина В.Я.) после изучения рассказа Л.Андреева “Кусака”. Произведения объединяет общий гуманистический пафос; делается акцент на формирование чувства сострадания к “братьям нашим меньшим”. Методы обучения: перцептивный, гностический. Технология обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация). Формирование речевых компетенций. Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющим осознать и реализовать свои личностные возможности. На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к жизни и творчеству ямальского писателя, прозаика Р.П.Ругина. Был создан мультимедийный проект. Учащиеся подготовили 4 презентации: “Ругин Роман Прокопьевич – поэт, писатель, журналист”, “Друг, помощник, священное животное”, “Тавет – главный герой повести”, “Ланги - умнейший пес, умник”. Цели и задачи:
Оборудование:
Ход урока 1. Сообщение темы, задач урока. 2. Анализ повести Р.П. Ругина “Ланги”. Р.П.Ругин – известный хантыйский поэт, прозаик, главный редактор журнала “Ямальский меридиан”. Р.Ругин – автор 27 книг со стихами, прозой, фольклором. Отдельные стихи переведены на многие иностранные языки. Два стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировал сборником стихов “Живая вода”. С 1983 года – член Союза писателей РФ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ, подготовленная учащейся о Р. Ругине. Фольклор народностей Севера, их мифы, легенды, сказки находят отражение во многих произведениях талантливых ямальских писателей и поэтов. Один из широко известных и признанных писателей, обратившихся к проблеме менталитета северных народов, их национальной самобытности – Р.П.Ругин. В своих произведениях автор концентрирует внимание на том, какие перемены в сознании коренного населения привнесли идеи “переустройства” тундры. Р.Ругин пишет о родном Ямале, который он нежно любит, о коренных народах Ямала, поставленных перед выбором: национальная самобытность или техногенная цивилизация. Просмотр фрагмента видеофильма о Р.Ругине. Повесть Р.Ругина “Ланги” (1986г) - трогательное повествование о собаке (о чем говорит название)
(Тема преданности собаки и предательства человека нередко становилась объектом писательского внимания. Собака в мифологии ханты зачастую является хозяином человека, ведь по своему предназначению собака охраняет приручившего ее, спасает, чувствуя бесконечную преданность и любовь к человеку.) Какие произведения анималистической прозы читали? (“Муму” И. Тургенева, “Каштанку” А.Чехова, “Белого Бима” Троепольского, “Кусаку” Л.Андреева, “Верного Руслана” Г.Владимова)
(Человек верит в свое сверхъестественное родство с животным. Человек с самых давних времен видел в животном существо очень близкое себе.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ учащейся о священных животных Ямала.
(Пожалуй, хантыйский писатель обращается к важной, вечной проблеме взаимодействия человека и природы, к проблеме отношения к домашним животным, являющимся практически частью семьи у ханты. Р.Ругин размышляет, почему человек изменяет природе, родному краю, близкому существу, наконец, самому себе). Представьте главных героев повести (Тавета и Ланги) ПРЕЗЕНТАЦИИ, подготовленные учащимися. В сущности, Тавет - неплохой человек, мечтает о хорошей охотничьей лайке, заботливо ухаживает за псом, обучает собаку, хвалит за редкую сообразительность: “Молодец! Умнейший пес! Умник”.
(Умная, хитрая (случай с Рексом) верная, преданная). Ланги любит хозяина, преданна ему.
(Когда на острове Горелый Тавет случайно подстрелил себе ногу, Ланги приносит пищу, готова защищать хозяина от медведя, а главное - привела людей на помощь раненому хозяину). (1, стр.207,208)
(Ради престижной работы в городе Тавет покидает родной поселок, оставляя Ланги своему приятелю.) Поступок человека явно противопоставлен повадкам собаки. Автор в одном интервью искренне делится размышлениями: “Душа собаки иногда лучше, чем внутренний мир злого человека”. Формально Тавет все делает для того, чтобы Ланги оказался в хороших руках, мужчина обещает вскоре приехать за собакой.
(Животное не в состоянии понять человеческую логику. Как бы ни был хорош сосед, которому доверили собаку, предательство остается предательством).
(А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
(Ланги паршивеет, сохнет от тоски, слепнет, плохо слышит, теряет интерес к окружающему, прибивается к одинокому, заброшенному старику). (1, стр. 212, 213) Последние строки повести эмоциональны и проникновенны, они заставляют читателя страдать и переживать вместе с героями произведения.
(Собака бросается в воду, выход в смерть стал освобождением для Ланги из клетки земной жизни.) (1, стр. 213)
(Этот отчаянный крик хозяина был последней наградой для Ланги)
(Автор нам сообщил только, что Тавет пролежал в каюте до вечера. Финал “открыт” для хозяина собаки)
3. Подведение итогов.
(Персонаж Р.Ругина не выдержал испытания на верность, человек оказался слабее собаки.)
Человеку так и не удалось постичь тайну “всклокоченного, облезлого существа”, которое тем не менее представляет высшую гармонию и красоту в своем естественном единении с природой. Собака и Человек, живущие рядом, на самом деле существуют в разных мирах, граница между которыми непроходима. Необходимо отметить психологическое мастерство автора, сумевшего скупыми внешними деталями передать внутреннюю драму человека. Измена подлинному “я” приводит в финале к драме: гибель собаки - это смерть чего-то очень важного в душе самого героя.
(И.Тургенев “Муму” - гибель собачки; Л.Андреев “Кусака” - предательство собаки; Г. Владимов “Верный Руслан” - предательство и гибель собаки) Прочитайте стихотворение Р. Ругина “Щенок”, “Бродячие собаки”.
Р.Ругин “Бродячие собаки”
Просмотр фрагмента видеофильма. 4. Домашнее задание. Напишите свой финал повести “Ланги” (Приложение 1) ЛИТЕРАТУРА:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |