Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе "Определительные местоимения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2015.01.04 Просмотров: 1095 Савостьянова Елена Викторовна Цели:
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ). Ход урока 1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь. 2. Повторение. -Для начала отгадайте загадку.
РЛ Задание 1: - Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД № 3)
- Чего желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении. 3. Новый материал. - А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов. РЛ Задание 2 (СЛАЙД № 4)
- Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом. РЛ Задание 3: Засели дом. - В учебнике на стр. 180 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план (СЛАЙД № 6). РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске): В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. - Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их. - Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам) РЛ Задание 5: - Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске): Обратиться к люб… прохожему ; - Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) СЛАЙД № 6. РЛ Задание 6: - Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам (СЛАЙД № 7). - Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:
- Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. СЛАЙД № 6 РЛ Задание 7 - Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор). - Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД № 8) (………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась. - Прочитайте текст, который у вас получился. - А вот текст, который был в первоначальном виде (СЛАЙД № 9): Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась. - Как бы вы озаглавили этот текст. - Посмотрите на план нашего дома (СЛАЙД № 6).Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.) - Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу (СЛАЙД № 6). РЛ Задание 8:Творческая работа (СЛАЙД № 6). - Крыша будет нашей лабораторией (СЛАЙД № 10). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов. Вывод. - Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях (СЛАЙД № 6) - Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (СЛАЙД № 11). РЛ Задание 9: Проверка знаний. Если вы правильно ответите, у вас получится слово. Тест 1. Какое из местоимений не является определительным?
2. Найди ошибку в написании местоимения:
3. Определительные местоимения изменяются
4. В предложении определительное местоимение может быть
ДЗ указано на листе с домом: 1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно. 2) в задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения. 3) поработать с тестом, чтобы получилось слово (если у кого-то не получилось). Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |