Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Публицистический стиль"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.12.11 Просмотров: 1053 Пашкина Елена Николаевна, учитель русского языка Цели: Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Задачи:
Форма организации обучения:
Тип урока
Методы
Необходимые пояснения:
Оборудование:
Домашнее задание к данному уроку:
ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ Ход урока I. Учитель (У). – Сегодня мы проводим урок второй урок по теме: «Особенности публицистического стиля». Мы уже много знаем о публицистическом стиле (ПС). Цель сегодняшнего урока: - научиться определять тексты публицистического стиля - самим попробовать создавать тексты публицистического стиля. II. - Давайте вспомним, что значит публицистический? (Общественный, государственный) Какова цель публицистического стиля? (Ответы учащихся) Какова сфера употребления ПС€ (Выступления на митингах, собраниях, статьи в газетах, журналах, на ТВ) Если вы упомянули о ТВ, давайте к нему и обратимся. (Идет фрагмент передачи «Вести») Как вы считаете, эту передачу можно назвать публицистической? Почему? III. Теперь давайте проверим домашнее задание.(см. приложение №1) - Обратимся к III колонке. - Какие средства языка характерны для ПС€ - Давайте обобщим все, что мы знаем о ПС€ IV. Попробуем применить наши знания практике. Обратимся к приложению № 2 - Прочитайте тексты, находящиеся в приложении №2. - Докажите, (на одном из текстов), что это тексты публицистического характера? (Ориентируйтесь по таблице) - Есть ли хоть один текст непублицистического характера? - Какой текст вы прочитали бы в первую очередь? Почему? (В предложенном материале обязательно должен быть текст с «ярким» названием) Учитель: заглавие в тесте играет большую роль. - Ответьте на вопрос, тему или идею отражает заглавие? Учитель: обратитесь к приложению №4 - Подумайте, по каким из этих заглавий можно предположить, что текст будет публицистического характера? - Скажите, в публицистическом стиле заглавие отражает чаще всего тему или главную мысль? Обратимся еще к одной примете ПС: риторическому вопросу. - Что такое риторический вопрос? - Приведите примеры. - Найдите риторические вопросы тексте приложения №5. Продолжим нашу работу. Обратимся к тексту приложения №6. - Прочитайте про себя данные предложения. В чем их особенность? (Все эти предложения являются риторическими вопросами) Учитель: чтобы осознать важность риторического вопроса, давайте попробуем заменить повествовательные предложения риторическими вопросами (см. приложение №7)
- Как вы думаете, зачем автор использует риторический вопросы? v. Ребята, нам предстоит создать текст публицистического характера. На прошлом уроке вы предложили очень много тем. Мы остановимся только на двух из них. 1-й вариант- « Молодежь и наркотики» 2-й вариант-« За чистоту языка» Запись на доске
- Какова структура рассуждения? - Что такое тезис? - Сформулируйте тезис к каждой из предложенных тем.
- Как вы будете доказывать тезис? Где брать материал? (Жизненные впечатления, газеты, журналы, телевидение.) А теперь поговорим о заглавии. - Каким оно должно быть? (Выразительным, привлекать внимание) Придумайте заглавие к своей теме Заполните всю схему (см. выше: тема, узкая тема, тезис, заглавие) Ребята, ПС предполагает использование определенной лексики. Обратимся к приложению №8. -Какие слова и выражения подошли бы к вашей теме? (ответы уч-ся) Предложениями с обращениями обычно принято заканчивать тексты публицистического характера. Давайте вспомним, как выделяются обращения на письме? -Придумайте предложения по следующим схемам. ИТАК: сегодня мы изучили законы построения публицистического текста и подготовились к созданию такого текста. Задание на дом: создать публицистический текст, на любую из выбранных вами тем. Комплект приложений. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Публицистический стиль.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 В данном приложении вы можете использовать несколько любых текстов публицистического стиля.( Объем текстов должен быть минимальным) ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
ПРИЛОЖЕНИЕ№;4
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык? Слово родной - волшебное слово. Оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. (Л. Щерба) ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 Общественно- политическая лексика: депутат, делегат, долг, достоинство, цивилизация, рынок, прогресс, гуманизм, договор, реформа образования, социальная справедливость, родина, личность ученика, целеустремленность, колледж, реферат, гимназия. Фразеология: толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, бить в набат, летать в облаках, играть роль, иметь значение, взять на заметку. Употребление слов в переносном значении: люди в белых халатах (врачи), второй хлеб (картофель), белое золото (хлопок), дорога знаний, атмосфера доброжелательности, источник знаний, планета детства, белая смерть, слова- «паразиты», движение «зеленых», экологическая безопасность, движение зеленых. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |