Преподавание русского языка Урок-игра "Ее величество Фразеология"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1916 Никитина Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
ХОД УРОКА Учитель. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Но не в тридевятое царство, а в сказочное государство, которым правит Её величество Фразеология, а подданные-фразеологизмы служат ей верой и правдой. (Приложение 4, слайд 1) За каждый правильный ответ – карточка-балл. Так оцениваются все конкурсы, если ответ неверен, карточка возвращается учителю, в конце урока подсчитывается количество баллов каждого игрока и команды. – Что такое фразеологизм? (После ответов – слайд 3) Что такое фразеология? В «ЛП» записисать пропущенное слово. – Во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Большинство фразеологизмов выражают те или иные чувства образно, ярко, эмоционально. Фразеологическое богатство русского языка огромно. Одних только оборотов со словом «рука» более 50. Вспомним некоторые из них. Что они обозначают, когда и где их можно употребить? (Рука об руку, рукой подать, руку даю на отсечение, из рук вон, дать по рукам, взять в руки и др.). Молодцы! Первая вершина покорена. – С помощью фразеологизмов можно передавать практически любую информацию. Докажем это. Вершина вторая (окрыть вторую карточку «Маршрута»). «Расскажи мне о себе» (Слайд 4). 1 команда выбирает 4 Ф. «Что люблю», 2 команда – 4 Ф. «Что не люблю». В «ЛП» подчеркивают выбранные фразеологизмы (Слайд 5). «Что люблю (или не люблю)» Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колёса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду. По очереди называют фразеологизмы и объясняют их значения. (Приложение 2) – Вот мы и узнали участников игры получше. Можем покорять третью вершину (открыть соответствующую карточку). (Слайд 6) Задание: назвать источники происхождения фразеологизмов. (После ответов – слайд 7) В «ЛП» соединить колонки «Источники» и «Примеры». Объяснить. (Приложение 3). Члены команд могут совещаться. Время выполнения 5 минут. – Проверьте првильность выполнения задания. Вершина четвёртая.Мы, конечно, знаем много фразеологизмов, но иногда, читая книгу, газету или журнал, встречаем выражения, смысл которых нам неизвестен или не вполне ясен. Огорчаться не нужно, ведь существуют фразеологические и толковые словари, справочники. На четвёртой вершине мы встречаемся с «помощниками» (Слайд 9). «И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу русской речи Государь, по прозванию Словарь». Книги, которые помогут вам выяснить значение фразеологизмов, расскажут много нового и интересного из «жизни фразеологизмов»:
На столах лежат книги Э.Вартаньяна «Из жизни слов». Фразеологизмы в книге располагаются в алфавитном порядке. По сигналу команды приступают к выполнению задания: найти толкование фразеологизмов. 1 команда – «зарубить на носу», 2 команда – «уйти с носом». (По три человека от команды выходят к доске, выразительно читают толкование и объясняют, где и в какой ситуации можно употреблять данные фразеологизмы сегодня). – Вопросы фразеологии интересовали и интересуют многих ученых – лингвистов. Ещё М.В.Ломоносов (слайд 10) обратил внимание на устойчивые сочетания. Он называл их «фразесами», «идиоматизмами», «российскими пословиями», предлагал включить эти словосочетания в словари. Через несколько десятилетий другой русский лингвист, В.И.Даль(слайд 11), опубликует сборник « Пословицы русского народа». Подробно изучал фразеологию и известнейший лингвист В.В.Виноградов (слайд 12). А каких ещё ученых – лингвистов, занимающихся вопросами фразеологии, вы можете назвать? – Вершина пятая. «Ищи слово» (слайд 13). Напутствие: «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты должен слово нужное найти, а не его двоюродного брата». Задание: в предложениях заменить выделенные слова фразеологизмами, а выделенные фразеологизмы словами или словосочетаниями. (Работают в «ЛП», могут совещаться) 1. Целый час он меня обманывал, вводил в заблуждение (Водил за нос). Команды читают и объясняют по одному предложению, после объяснений – слайд 14. – Что ожидает на следующей вершине? Вершина шестая – «Лото» (слайд 15) Команды получают конверты, в которых находятся карточки (формат А4). У одной команды – толкование фразеологизмов, у другой – фразеологизм. Первая команда поднимает свою карточку с толкованием, вторая – подбирает к нему фразеологизм. Затем вторая команда показывает фразеологизм, а первая ищет среди предложенных карточек толкование фразеологизма.
После проверки – слайд 16. – Продолжаем игру. Команды получают ещё по одному конверту. В конвертах – части фразеологизмов. Даётся время для обдумывания (можно пользоваться справочным материалом – книгой Э.Вартаньяна «Из жизни слов». Затем одна команда поднимает карточку, на которой написано начало фразеологизма, другая – карточку, на которой записан конец фразеологизма. Потом наоборот: конец фразеологизма и его начало.
– Не только поиграли, но и вспомнили ещё 14 фразеологизмов. Можем смело отправляться дальше. Вершина седьмая. «Приведи в порядок фразеологизмы» (слайд 17) Команды опять получают конверты. Задача команд: подобрать по два синонима и одному антониму, объяснить значение фразеологизмов.
После объяснений – слайд 18. – Покорили и эту вершину. На следующей вершине – привал. Можно отдохнуть. «Полминутки для шутки» (слайд 19). Часто маленькие дети буквально понимают значения фразеологизмов. И вот что из этого получается: 1. Когда ребенок услышал, что какая-то старушка, пришедшая в гости, съела собаку в каких-то делах, он спрятал от нее свою любимую собачку. Вопрос. Что обозначают данные фразеологизмы и когда их уместно употреблять? Рисунки формата А4 помещены на одной стороне доски:
Задание: составить с данными фразеологизмами текст на тему «В школе» (время выполнения – 3 минуты). Прослушать и проанализировать тексты. – Да, в школе бывает всякое. Например, то, о чем расскажут герои видеоролика. (Видеоролик снят учениками старших классов. Это инсценировка текста А.Шибаева «С ног на голову») Задание: определить количество фразеологизмов, произнесенных героями. В тексте 20 фразеологизмов. Давайте это докажем. Слайд 20. Каждый участник получает текст. По очереди члены команд называют фразеологизм, его нужно подчеркнуть в тексте и объяснить значение. С ног на голову. – Молодцы! (Слайд 21) Ещё 20 фразеологизмов мы вспомнили. Мир фразеологии богат и разнообразен: практически к любой ситуации можно подобрать соответствующий фразеологизм: яркий, образный, эмоциональный, что называется, не в бровь, а в глаз! Подведение итогов – Мы попали в замок Её величества Фразеологии. Путешествие было не напрасным. Что же мы узнали и что повторили во время нашего путешествия? (После ответов – слайд 22). А помните ли вы, кто изображен на следующем слайде? (Слайд 23 – М.В.Ломоносов, В.И.Даль, В.В.Виноградов) – Конечно, молодцы! Обратимся к «Листам путешественника». Там записано домашнее задание: нарисовать «портрет» Фразеологии и написать, почему Фразеологию мы назвали «Её величество». Удачи! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |