Преподавание литературы Интегрированный урок в 8-м классе "литература + французский язык" по теме: "Виктор Гюго – классик французской литературы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1497 Некрасова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема: Виктор Гюго – классик французской литературы. Цели урока: вызвать интерес у учащихся к творчеству французского писателя В. Гюго, познакомить детей с некоторыми фактами биографии В. Гюго; передать чувства автора, которые вложены в изображение героев романов: “Отверженные”, “Собор Парижской богоматери”, показать нравственный смысл произведения. Воспитательная цель: ориентировать детей на такие жизненные ценности, как добро, истина, жизнь, красота. Методические приемы: словарная работа; заочная экскурсия в Нотр – Дам; рассказы учителей; выразительное чтение учащихся; инсценирование силами детей, беседа по вопросам, мини-тест. Оборудование: выставка произведений В. Гюго; видов Парижа; плакаты; ТСО: записи музыкальных произведений И.С. Баха, Моцарта, Свиридова Г., Чайковского П.И, Бетховена; реквизиты для инсценирования. Портрет Гюго, рисунки детей. Плакаты: На русском языке: “Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, (М. Горький) “Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за (В. Гюго) На французском языке: “Трибун и поэт, он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию”. (М. Горький) “Я хочу быть Шатобрианом или никем” (В. Гюго) Ход урока:I Начало урока: учителя французского языка и литературы здороваются с учащимися по-французски и по-русски.1. Начинает учитель французского языка на французском языке: “Сегодня наш урок посвящен Виктору Гюго, классику французской литературы”. 2. Учитель литературы: “Виктор Гюго – классик французской литературы”, - такова тема нашего урока. Наша цель – познакомиться с личностью великого писателя и гражданина Франции, который свое назначение поэта и писателя видел в защите слабых, униженных и оскорбленных. Мне было ведомо, что я Так писал Виктор Гюго в статье “Ответ на обвинение”. Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание: “Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах Итак, перед вами ставится проблема – доказать справедливость сказанного Гюго на примере прочитанного произведения. Для сильной группы – на примере двух – трех произведений. 3. В тетрадях по литературе учащиеся записывают тему урока, эпиграф. II. О творчестве В. Гюго1. Учитель французского языка: Талант Виктора Гюго высоко ценили многие русские писатели. Вот что говорил Максим Горький (читает по-французски): “Трибун и поэт, он учил всех людей 2. Словарная работа. - Ребята, как вы понимаете слово “Трибун”? (Учитель показывает написанное слово на русском и французском языках). Откроем словарь Ожегова и прочтем толкование: Трибун – пламенный оратор, публицист.(учащиеся записывают слово по-русски и по-французски.) 3. Учитель литературы: Я продолжу мысль Ольги Анатольевны и тоже приведу цитату М. Горького: “Трибун и поэт, он гремел над миром Так русский писатель сформулировал литературное и гражданское кредо Виктора Гюго. 4. Словарная работа: по словарю Ожегова учащиеся находят толкование:
1. Учитель литературы: Виктор Гюго, проживший почти столетие, стал свидетелем и участником исторических событий, потрясших XIX век:
2. Дети на французском языке рассказывают: 1 ученик: “Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, в семье наполеоновского офицера. Семья много путешествовала. Гюго посетил Италию, Испанию, Корсику”. 2 ученик: “Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены”. Учитель французского языка: Именно в это время 17-летний юноша сказал: “Я хочу быть Шатобрианом или никем”.
1. Учитель литературы: “В. Гюго – поэт, драматург, романтик”. К сожалению, мы мало знаем Гюго – поэта, вместе с тем его стихи о политике и любви, о природе и религии, об истории и роли поэта в мире, то есть они посвящены тем проблемам и чувствам, которые вечно волновали и будут волновать людей. Послушайте стихотворение, посвященное внучке Жанне. Вы сможете почувствовать любящее сердце дедушки. Ученица читает стихотворение: “Жанна вступает в мир”. Ребята, какие произведения Гюго вы знаете? Учащиеся назвали: “Собор Парижской богоматери”; “Отверженные”; “Труженики моря”; “Человек, который смеется”; “93-ий год”. Учитель продолжает: “так получилось, что самым известным у наших читателей является роман “Отверженные”. Об этом свидетельствуют ваши читательские дневники. (зачитано 2 отзыва учащихся). 2. Слово учителя французского языка: Итогом тридцатилетнего труда и раздумий явился роман “Отверженные”. (Учащиеся записали слово “отверженные” по-французски, проговорили). Гюго показал жизнь простых людей, отчаянную борьбу бедняка за кусок хлеба, вражду между фабрикантом и работницей, народное восстание. Невозможно равнодушно читать историю Жана Вальжана, “доброго, несчастного зверя, травимого гончим обществом”. Жестокой правдой дышат страницы, рисующее зловещее домашнее рабство в доме трактирщика Тенардье маленькой Козетты, которую страх сделал лживой, а нищета – безобразной. Вокруг этих центральных персонажей – целая толпа других: бездомные старики, голодные подростки, жители трущоб и воровских притонов – словом, те, кого назвал автор отверженными. Мы представляем вашему вниманию сцену “В таверне”. Ребята, что такое таверна? (Учащиеся записывают слово по-русски и по-французски. Идет фонетическая обработка.) Представляем действующих лиц: От автора – Козетта – Мадам Тенардье – Жан Вельжан – Путешественник – Дочери мадам Тенардье – (сцена на французском языке). После представления беседа:
(Дети поняли смысл сцены, смогли назвать все чувства, которые пережила маленькая Козетта – от страха до изумления). 3. Учитель литературы: - В этом произведении есть еще один запоминающийся персонаж – мальчик Гаврош. Кто он? А лучше пусть он сам расскажет о себе. Итак, Гаврош – Собченко Игорь. Чтение наизусть: главы “маленький Гаврош” (часть 3, книга I, глава 13). Учитель продолжает: “неугомонный мальчишка не переставал удивлять даже взрослых своей ловкостью, хитростью, смелостью. Он никогда не унывал”. - чтение отрывка “Гаврош на баррикаде” (часть 4, книга 1, глава 4) со слов: “В тот миг, когда сержант готов был ринуться на Гавроша…до….И в темноте постепенно затихая, звучало…”. Послушайте куплеты Гавроша: (ученик читает) Скосило время нас, как травы, Чтение отрывка из части 5, книги I, главы 15 “смерть гавроша” (со слов: “На баррикаде трепетали за него…” до слов: “Маленький мальчик с великой душой умер”). Чтение наизусть на французском языке стихотворения В. Гюго: “Мальчик, который погиб на баррикаде”. V. Знакомство с романом “Собор Парижской богоматери”.1. Учитель литературы: Бессмертными стали образы красавицы Эсмеральды, безобразного звонаря собора Квазимодо. Действие происходит в центре Парижа, на Гревской площади (показываю, как пишется это словосочетание). Учащиеся записывают. Встретятся и другие названия: остров Сите, Лувр. Учитель французского языка познакомит вас сэтими достопримечательностями. 2. Учитель французского языка: (показывает репродукции). - Сердцем Парижа называется остров Сите. Остров на Сене, похожий на корабль. На нем высится Собор Парижской богоматери (Нотр – Дам), расположенный на Гревской площади. А Лувр – резеденция королей. 3. Учитель литературы: Итак, Гревская площадь, на которой возвышается виселица. Посмотрите две сцены “Погоня” и “Встреча дочери и матери” (книга II, глава “Башмачок”). Действующие лица: - от автора Священник Эсмеральда Гудула. (Во время инсценировки используется грамзапись И.С. Бах “Токката и фуга ре минор”). VI. Обобщение1. Учитель литературы: - Я вижу у вас на столах книги, объединенные одним автором – Виктором Гюго. Кто хочет познакомить своих одноклассников с понравившимся эпизодом? (Учащиеся зачитали выбранные ими сцены). Викторина “Насколько вы внимательны?” - Назовите годы жизни Виктора Гюго? - Какая своеобразная дата отмечается в 1995 году? (110 лет со дня смерти). - Какие произведения написал Гюго? - Назовите главных героев из произведений французского писателя. (Ребята назвали Жана Вальжана и Козетту из “Отверженных”, Эсмеральду и Гудулу – из “собора Парижской богоматери”, Гунналена – из романа “Человек, который смеется”, Лантенака, Говэна, Симурдека из романа “93-ий год”). - Каково кредо писателя и гражданина Гюго? VII. Домашнее задание1. Для группы французского языка – читать главу “Покинутый ребенок” из романа “Человек, который смеется”. (Задание звучит на французском языке). 2. Для всего класса – читать роман “Отверженные”. В читательских дневниках ответить на уже ранее поставленный вопрос: “Как своими произведениями Гюго доказывает провозглашенный девиз: “Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |