Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-суд над Раскольниковым. По роману Ф.М. Достоевского. 10-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-суд над Раскольниковым. По роману Ф.М. Достоевского. 10-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.12.05
Просмотров: 2389

Погребная Ольга Александровна, учитель русского языка и летературы
Обрести Христа – значит, обрести собственную душу
Ф.М.Достоевский
Я есмь воскресение и жизнь.
Евангелие от Иоанна

Цели:

Образовательные:

  • закрепление навыков анализа текста художественного произведения;
  • развитие логического мышления, связной речи;

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности перед законом;
  • воспитание нравственной личности;

Оборудование:

  • портрет Ф.М.Достоевского:
  • театральный реквизит;
  • иллюстрации к роману И.С. Глазунова, мастеров графики Д.А. Шмаринова, Ф.Д.Константинова;

Доска:

Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.
Н.А. Некрасов

Истинно, истинно глаголю вам; еще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, но останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Евангелие от Иоанна
(слова, высеченные на могиле Ф.М.Достоевского)

Индивидуализм – противопоставление интересов отдельной личности интересам общества, т.е. преобладание индивидуального начала над общественным.
Нравственность – правила, определяющие поведение.
Гуманизм – человечность в отношении к людям.
Участники урока: судья, адвокат, присяжные заседатели, обвинитель, Раскольников, Соня, Дуня, Разумихин, автор, Лужин и др.

Ход урока

Слово учителя. Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага мира захвачены богатыми дармоедами. А он молод, красив, умен, полон энергии. У него есть мечта. Это мечта – переделать мир. Найти достойное место в этой жизни. Ради осуществления этой мечты и была придумана эта античеловеческая по своей сущности теория, для подтверждения которой был необходим этот эксперимент. К чему же он приводит? К страшным душевным мукам.

Он мечется по Петербургу, теряет сознание об одном упоминании об убийстве, теряет рассудок, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И так каждый день, час, минуту, каждое мгновение. И нет конца этой боли…. Что привело Раскольникова к этой черте? Имел ли он на это право? Эти вопросы будут волновать и заставлять думать. Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня урок-суд над героем.

Секретарь. Встать! Суд идет! Прошу представителей защиты и обвинения занять свои места. Прошу всех сесть.

Судья. Слушается дело студента Р.Р. Раскольникова , который обвиняется в преднамеренном убийстве старухи – процентщицы Алены Ивановны и непреднамеренном ее сводной сестры Лизаветы. Уважаемые присяжные заседатели! Нам сегодня придется быть объективными при разборе данного дела, так как необходимо, чтобы вынесенный приговор был единственно справедливым. Предлагаю заслушать самого обвиняемого Раскольникова Родиона Романовича с целью выяснения причин, повлекших за собой преступление.
Заседание считается открытым.

Секретарь. Для дачи показаний слово предоставляется обвиняемому Р.Р.Раскольникову (клянется)

Судья. Родион Романович, расскажите о себе.
– Признаете ли вы себя виновным в данном преступлении?

Обвинение. Для чего Вы убили Алену Ивановну?
– Не страшно ли Вам было поднять топор на безвинную Лизавету

(Проводится следственный эксперимент.)

– Вы создали теорию. В чем заключается ее смысл?
– А чем же отличить? «Клеймы» что ли какие или одежду особую завести?
– А много ли таких людей, которые право имеют? (людей с новой мыслью мало рождается, из 100тысяч один)
– Расскажите о мотивах преступления?

Адвокат. Как распорядились украденным?

Судья. В зал судебного заседания приглашаются свидетели со стороны защиты.

1. Разумихин.

Адвокат. Род ваших занятий.
– С какого времени знаете Раскольникова?

Обвинение. Каковы отношения между Раскольниковым и студентами?

Адвокат. Знаете ли поступки, которые характеризуют Раскольникова с положительной стороны?

2. Авдотья Романовна.

Обвинение. Изменился ли Родион Романович после того, как стал учиться в университете? Как это проявилось?

Адвокат. Почему Вы отказались выйти замуж за господина Лужина?

3. Соня Мармеладова

Адвокат. Расскажите о первой встрече с Раскольниковым.

Обвинение. Почему именно Вам Раскольников рассказывает о совершенном преступлении? Вы знали о его планах?

– Разделяете ли взгляды Раскольникова, касающиеся его теории?

4. Настасья

Обвинение. Вы подкармливали жильца совершенно бескорыстно или были другие причины? Как к этому относился Родион Романович.

Адвокат. Убирая комнату Раскольникова, не находили ли Вы в ней драгоценности?

5. Городовой

Адвокат. Расскажите, при каких обстоятельствах Вы встречались с обвиняемым.

Свидетели от обвинения.

1. Петр Петрович Лужин

Обвинение. Ваше отношение к Раскольникову?

Адвокат. Клевета на Соню Мармеладову – это месть Раскольникову?

– Для чего Вам это было нужно?

2. Порфирий Петрович

Адвокат. Вы, «человек с сердцем и совестью», признались, что «….мне эти ощущения знакомы? И статейку я прочел Вашу как знакомую». Вы разделяете взгляды Раскольникова

Свидетель от автора. Ваша честь, нельзя не отметить, что большое влияние на душевное состояние Раскольникова оказывает город, в котором он живет.

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.

А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумерки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры – не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню…Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомните некрасовские строки «Вчерашний день, часу в шестом…»). В двух шагах от красной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать (!) питейных заведений. Раскольников, по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни надо сопоставить и систематизировать, чтобы обосновать вывод: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Коморка Раскольникова , «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные квартиры Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» – создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.

Судья. Суд прослушал выступления свидетелей. Родион Романович, Вам предоставляется последнее слово.

Родион Романович Раскольников. Господа присяжные заседатели, благодарю за предоставленную мне возможность сказать последнее слово.

Меня обвиняют в убийстве старухи-процентщицы и её сводной сестры Лизаветы Ивановны. Не стану отрицать того ,что очевидно ,а, впрочем ,я и сам признался в преступлении. Одна смерть за сто жизней взамен -да ведь тут арифметика.

Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. (Уж пусть всё зараз!) Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. И я теперь знаю, что кто крепок и силен умом и духом ,тот над людьми и властелин! Кто много посмеет, тот и прав.

Я…я захотел осмелиться и убил…я только осмелиться захотел. Мне надо было узнать, вошь ли я ,как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и вся причина.

Судья. Суд выслушал последнее слово подсудимого. Слово предоставляется стороне обвинения.

Обвинение. Страшной, призрачной представляется жизнь, протекающая на петербургских улицах, в петербургских трущобах. Картины ужасной реальной жизни – убийство старухи-процентщицы, появление «человека из-под земли», называющего Раскольникова «убивцем», «странные, отчаянные вопли с улицы» – похожи на кошмарные грёзы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность.

Да! Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.

Многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я прошу суд разобраться и вынести свой строгий и справедливый вердикт. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам

Адвокат. Мой подзащитный Раскольников Родион Романович – бывший студент – живёт в мрачной угнетающей обстановке. Он чувствует себя никому не нужным, отверженным. Живёт он в квартире, «похожей более на шкаф, чем на квартиру». И здесь, в темноте и духоте, проходит большая часть его жизни. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Он считает общество социально несправедливым, поэтому в его голове рождается идея установления социальной справедливости насильственным путём, и объясняет он это разрешением «крови по совести».

Мотивы преступления абсолютно ясны: нищета, неудачи, невозможность продолжать обучение в университете, желание упрочить своё скверное положение, а также помочь своей матери и сестре, которая ради «драгоценного брата» жертвует своей жизнью, свободой (должна выйти замуж не по любви) – всё это вынудило Раскольникова совершить преступление. Жизнь загнала его в угол, не оставив выбора. К тому же на совершение преступления повлияло болезненное состояние подсудимого в тот момент. Этот факт был засвидетельствован доктором Зосимовым, который заключил, что «самое преступление не могло иначе и случиться, как при некотором временном умопомешательстве». Поэтому в момент убийства Раскольников полностью не осознавал происходящего.

Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый страдает и терзается после преступления.

В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Секретарь. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Судья. Заслушав и обсудив дело по обвинению в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны, бывшим студентом университета Раскольникова Родиона Романовича суд постановляет:

Учитывая явку с повинной, чистосердечное признание в содеянном злодеянии, а так же ввиду того, что преступление было совершено в болезненном состоянии, причиной которого явилось проживание в квартире, похожей на шкаф, скверное положение, нищета, беспомощность, желание поправить жизненное положение свое и близких ему людей, а так же частичное осознание антигуманности его теории, потерпевшей крушение, суд постановил:

Приговорить студента Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ.

Учитель. «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму». (Ч. Айтматов)

В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро, ибо «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».

Подведение итогов.
Оценки.
Домашнее задание.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21