Преподавание русского языка
Урок русского языка с ИКТ-технологией. Тема: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.12.03
Просмотров: 1258
Ужвак Олеся Павловна, учитель русского языка Презентации к уроку Загрузить презентацию (3,34 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Форма: урок по русскому языку в 9 классе с ИКТ-технологией Тема: Бессоюзное сложное предложение. Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний. Цели: - Образовательные:
- систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
- совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
- Развивающие:
- развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
- развивать умения создавать схемы БСП;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
- Воспитательные:
- воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
- воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
Методы: - по характеру познавательной деятельности учащихся:
- репродуктивный,
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный,
- исследовательский;
- по степени активности учащихся:
- конструктивные,
- творческие;
- по источнику знаний:
- словесные,
- практические,
- наглядные,
- использование АРМ;
- по стимулированию и мотивации:
- познавательные,
- социальные,
- эмоциональные;
- по мыслительной деятельности:
- индуктивные,
- дедуктивные,
- аналитические,
- сравнения,
- классификации материала;
- по контролю и самоконтролю:
Формы организации познавательной деятельности учеников: - индивидуальные,
- фронтальные,
- групповые.
Оборудование и наглядные пособия: - АРМ учителя,
- учебник «Русский язык. 9 класс» (под ред. Бархударова С. Г. и др., Москва «Просвещение», 2007),
- тетради учащихся,
- плакаты,
- Презентация,
- Приложение 1 (индивидуальные задания по вариантам),
- Приложение 2 (ключи ответов и нормы оценки),
- Приложение 3 (текст рассказа «Схватка с медведем»),
- Приложение 4 (варианты самостоятельной работы).
План урока: I. Организационный момент. II. Постановка темы и целей урока. III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений. IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся. V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике. VI. Заключительная проверка знаний. VII. Итоги урока. ХОД УРОКА I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале. II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях. Слайд 1 – тема урока. Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать: - виды сложных предложений в русском языке;
- характер смысловых отношений между частями БСП;
- навыки постановки знаков препинания в БСП;
- умение строить схемы БСП;
- умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений 1) Терминологический опрос: – Давайте при помощи учебников (стр. 20) вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений. Слайд 3 – Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа: ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями). Слайд 4 – Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа: СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений). Слайд 5 – Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа: БСП – (сложное бессоюзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделённых (знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире). 2) Устная работа по группам: конкурс «Кто быстрее?» – По графическому изображению определите вид сложного предложения. – Придумайте предложение по схеме: Слайд 6 Первая команда: 1. [ ], (чтобы) 2. [ ] : [причина]. 3. [туда], (откуда). 4. [ ] – [ быстрая смена событий]. 5. [ ], [ ], [ ]. 6. (Если), [ ]. Вторая команда: 1. [ ], однако [ ]. 2. [ ] : [ ], [ ]. 3. Либо [ ], либо [ ]. 4. (Когда), [ ]. 5. [ время ] – [ ]. 6. [ условие ] – [ ]. 3) Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП: – Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП. Слайд 7 (1-й ученик) Виды интонации и смысловые отношения в БСП | перечислительная интонация при соединительных отношениях между частями БСП | пояснительная интонация при причинно-пояснительных отношениях между частями БСП | результативно-следственная интонация при противопоставлении или времени, условии и следствии | – Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора. Слайд 8 (2-й ученик) Запятая меду частями БСП: - части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,
- тесно связаны между собой по смыслу,
- обычно кратки,
- произносятся тоном перечисления,
- ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. [ ], [ ], [ ]. БСП Слайд 9 (3-ий ученик) Точка с запятой между частями БСП: - части БСП менее связаны по смыслу,
- более распространены,
- содержат собственные знаки,
- к концу предложения голос понижается, возникает пауза.
Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], [ ]. БСП Слайд 10 (4-ый ученик) Двоеточие между частями БСП: 1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом [ ] : [причина]. БСП Богатому не спится: богатый вора боится. (=потому что; так как) 2. есливторое пд поясняет первое или к. – н. его член [ ] : [пояснение]. БСП Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (=а именно; то есть) 3. если второе пд дополняет первое [ ] : [дополнение]. БСП Пора понять: ты за себя в ответе. (=что; и увидел, что…; и понял, что...) Слайд 11 (5-ый ученик) Тире между частями БСП: 1. Если в пд содержится противопоставление противопоставление [ ] – [ ]. БСП Труд человека кормит – лень портит. (=а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит. 2. Еслипервое пд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд [ Время, условие ] – [ ]. БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. (= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить. 3. Есливторое пд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд [ ] – [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал. (= так что; поэтому) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи быстрая смена событий [ ] – [ ]! БСП Я за свечку – свечка в печку! Вот солнышко пригрело – трель зазвенела. 5. Есливторое пд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд [ ] – [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет. (= словно; как; будто; точно; что) IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся 1) Рефлексия анализа БСП – Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП: Слайд 12. Алгоритм анализа БСП: - найти грамматические основы;
- определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
- поставить необходимый знак препинания;
- построить схему БСП.
2) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников). Объяснение порядка выполнения работы: - подписать карточку;
- вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
- построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.
(Приложение 1) Вариант 1 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. последовательность событий [ ], [ ], [ ]. 2. Служить бы рад – прислуживаться тошно. противопоставление [ ] – [ ]. 3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. пояснение [ ] : [ ]. 4. Алешка поднялся – заря ещё занималась. время [ ] – [ ]. 5. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу. дополнение [ ] : [ ]. | Вариант 2 1. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. пояснение [ ] : [ и ]. 2. За всё браться – ничего не сделать. условие [ ] – [ ]. 3. Я понимал: выручить нас может только случайность. дополнение [ ] : [ ]. 4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. быстрая смена событий [ ] – [ ]. 5. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. последовательность событий [ ] , [ ]. | Вариант 3 1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. причина [ ] : [ ]. 2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь. условие [ ] – [ ]. 3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. пояснение [ ] : [ ]. 4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже. последовательность событий [ ], [ и ]. 5. Вот затрещали барабаны – отступили басурманы. быстрая смена событий [ ] – [ ]. | Вариант 4 1. Всё так четко, ладно – душа радуется. вывод [ , ] – [ ]. 2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. последовательность событий [ ], [ ]. 3. Закуковала кукушка – сей ячмень. время [ ] – [ ]. 4. Печален я: со мной друга нет. причина [ ] : [ ]. 5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея. пояснение [ ] : [ ]. | Вариант 5 1. Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален. одновременность событий [ ], [ ]. 2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть. время [ ] – [ ]. 3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. дополнение [ ] : [ ]. 4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал. причина [ ] : [ ]. 5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно. следствие [ ] – [ ]. | Вариант 6 1. Однако пора спать: уже без четверти шесть. причина [ ] : [ ]. 2. Упустишь минуту – потеряешь час. условие [ ] – [ ]. 3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой. последовательность событий [ ], [ ]. 4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош. дополнение [ ] : [ ]. 5. Раздался выстрел – зверь упал. быстрая смена событий [ ] – [ ]. | 3) Взаимопроверка правильности выполнения задания – Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю. (Приложение 2) Слайд 13 Ключи ответов по вариантам и нормы оценки. V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике 1) Устная работа с текстом: – Выразительно прочитайте текст (Приложение 3). – Определите виды сложных предложений в тексте. Слайд 14 Схватка с медведем. Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. 2) Литературная справка: Слайд №15 – Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны? – Конечно, барона Мюнхгаузена! Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе. 3) Письменная работа с текстом: – В тетрадях для контрольных работ запишите название текста. – Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания. Слайд 16 Схватка с медведем Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление) Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня, (дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание 1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам. Объяснение порядка выполнения работы: - в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
- выполнить пять заданий работы
(Приложение 4) Первый вариант 1) Укажите бессоюзные сложные предложения. - Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
- Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
- Родина будь спокойна дети отцов достойны.
- Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
- Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.
2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую. - Синеет даль гудят проселки.
- Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
- Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
- Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
- Погляди в свое окно все на улице красно.
3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире. - Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
- Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
- Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
- Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
- Дворник радио включает птицы слушать не дают.
4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие. - Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.
- Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.
- Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
- На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!
- Не будут пятки белые они же загорелые!
5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия. - амф…театр
- кл…ше
- п…лисадник
- экспре…ия
- ф…льетон
- за…вление
| - небольшой огороженный садик перед домом
- художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания
- письменная просьба о чем-нибудь
- яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений
- места для зрителей
- стереотипное выражени
| Второй вариант 1) Укажите бессоюзные сложные предложения. - Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
- Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
- Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
- Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
- Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.
2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую. - Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
- Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
- Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
- Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
- Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.
3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире. - Друге дети учатся я сплю до десяти.
- Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
- Мы кричали три часа потеряли голоса.
- Третий день болит душа не могу поймать ерша.
- Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.
4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие. - Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.
- Щеке было холодно она касалась снега.
- Только вижу бледный всадник опустился на траву.
- На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.
- И каждый знал дорога к ней ведет через войну.
5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия. - инд…катор
- экспре…ивность
- реф…рат
- с…циальный
- д…фрагма
- а…тоб…ография
| - краткое изложение содержания научной литературы
- прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса
- сухожильно-мышечная перегородка или непроницаемая перегородка (для света)
- описание своей жизни
- яркая, сильная выразительность эмоции
- порожденный условиями общественной жизни
| VII. Итоги урока 1) Объявить оценки ученикам за устную работу на уроке и за первую самостоятельную работу (на карточках). 2) Собрать тетради для контрольных работ.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|