Преподавание литературы Урок-мастерская по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.12.02 Просмотров: 1300 Мордежова Любовь Васильевна, учитель русского языка Цель:
Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, кроссворд, презентация. Дарить тепло другим – согреваться самому. Содержание урока 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Садитесь! 2. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”. Работать будем в группах по 4 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос. (Дети рассаживаются по группам) 3. Работа над содержанием сказки. 1. Закончите предложение: (слайд 3) Я думаю, что тёплым может быть…. Что? ( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …) - Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”. - Назовите героев сказки. (слайд 4) Филька Раненый конь Мельник Панкрат Бабка Сорока Мороз, метель Ребята Жители деревни Бережки 2. Выявление смысла сказки, проникновение в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. (работа по группам). В группах дети работают над одной из тем (слайд 5) Метель и мороз. Волшебство в сказке. Мудрый дед Панкрат. Раненый конь. Поведение и душевное состояние Фильки. ( Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка). 3. Ответить на вопросы (каждой группе предлагается по 2 вопроса): - Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки? - Почему его прозвали “Ну Тебя”? - Почему так жестоко поступил Филька с конём? - Сколько раз Филька произнёс фразу “Да ну тебя”? Всегда ли у неё было одно звучание, одна интонация? - От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца). - Почему? Каким он был? (Злой, крикливый, заспанный). - От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз). - Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло) - Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал? - Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие). - Что должен был, по словам бабки, исправить “дурной” человек? ВЫВОД: (слайд 6) Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла. - Так чему же научился Филька в сказке Паустовского? Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце. 4. Разгадывание кроссворда (вычерчен на плакате): Вопросы
5. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА. (работа со словарями, рисунок 1) Рис. 1 - А сейчас мы с вами по разным словарям проследим, что значит слово “доброта”. ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА – это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского; старославянское произошло от праиндоевропейской основы: / добръ - * dhabh /. Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось. Омонимы – добро, добрый. Синонимы – добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость, Добросердечность. Антонимы – зло, жестокость. Добро - добрый – доброта – добротный – добротность. 4. Подведение итогов. - Так, в чём же смысл сказки? - Чему она нас учит? - Как объяснить название сказки? - Когда вы особенно волновались? - Что было особенно интересно? - Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”? ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми. 7. Оценки за урок. Домашнее задание: Самостоятельно составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского. См. приложение 1. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |