Преподавание русского языка Урок "Понятие о местоимении. Местоимения и другие части речи. Роль местоимений в речи"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2656 Трофимова Ольга Васильевна, учитель русского языка Цель урока: раскрыть особенности значения и употребления местоимений в речи, показать их соотнесённость с существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Ход урока I. Актуализация знаний о местоимении. - Какая часть речи называется местоимением? - Какие разряды местоимений вы знаете с начальной школы? II. Роль местоимений в речи. Обдумывание речевых ситуаций, в которых употребляются местоимения. Упр. 622 (4, 227). - Почему возможны разные варианты ответа на каждый вопрос? (Возможны разные варианты ответа на каждый вопрос, т.к. местоимения не называют предметы, признаки, а указывают на них. Следовательно, одно и то же местоимение может указывать на самые разные признаки, предметы.) Об этой особенности местоимений сочинил стихотворение П. Чесноков:
1. Эту особенность местоимений, использованных в начале рассказа, предпочитают писатели, чтобы вызвать интерес к дальнейшему повествованию. (Можно предложить выполнить упражнения на выбор или все) 1) Упражнение 627 (4, 229). 2) Упражнение 231 (2) представлено рассказом А. П. Чехова “ Моя она”. 3) Упражнение 284 (1, 160-161). 2. На каком свойстве местоимений основаны загадки? Какие слова скрываются за местоимениями? Найдёте эти слова - разгадаете загадки! 1) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. (Пчёлы) 2) Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя. (Комар) 3) Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю. (Тесто) 3. Определите роль местоимений в тексте. Сделайте вывод. I группа. Упражнение 146, 148 (3, 114-115). Местоимения выступают в качестве морфологического средства связи предложений в тексте. II группа. Упражнение 157 (3, 119). Местоимения могут заменять в тесте несколько предложений. III группа. Счастье иметь друга, который не отречётся от тебя в трудную минуту. Местоимение который – средство связи простых предложений в составе сложного. IV группа. Как вы понимаете смысл слов Д. Розенталя: “ Осторожно, местоимения!” Какие особенности местоимений могли стать причиной предупреждения Розенталя? 4. Работа по исправлению речевых ошибок. 1) Упражнение 626 (4, 229). 2) Прочитайте предложения. Что нужно учесть, чтобы предложение имело правильный смысл? - Крокодила хотел снять кинооператор. Он медленно полз к нему на брюхе, открыв огромную зубастую пасть. - Я взял из книжного шкафа словарь и оставил его открытым. (Чтобы не возникло путаницы, обязательно следите за тем, чтобы местоимение оказалось недалеко от того существительного, которое оно заменяет) 3) Перестройте предложения так, чтобы не было смешной путаницы, и запишите их. - Около клетки с павлинами толпились любопытные, которые распустили свои пышные хвосты. - Около поезда стоял проводник, на котором мы приехали. 5. Сообщение ученика о частотности употребления местоимений в речи. Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов. В общем списке частотных слов из 50 слов 22 местоимения. III. Соотнесённость местоимений с другими частями речи. 1. Послушайте текст. Какие местоимения встретились в тексте? Кто больше назовёт местоимений? Текст на доске.
- О какой особенности местоимений говорится в тексте? (Местоимения заменяют самостоятельные части речи, которые в тексте названы именными. Это существительные, прилагательные, наречия, числительные) Об этой особенности местоимений говорил учёный-лингвист А. Реформатский. Местоимения “как запасные игроки на футбольном поле или “дублёры” в театре выходят на сцену или на поле тогда, когда вынужденно “ освобождают игру” знаменательные слова”. 2. Запишите слова Реформатского в виде предложения с прямой речью. Обратите внимание на знаки препинания в предложениях с прямой речью. - Какие самостоятельные слова могут заменять местоимения? 3. Упражнение 624 (4, 228). Распределительный диктант. Ключ к выполнению задания находится в вопросах в опорной записи на странице 228. 4. Найдите местоимения в тексте. Укажите, с какой частью речи соотносится каждое из них? Он раздвинул кусты жимолости сирени и скрылся в зелени под стеной часовни; я последовал туда за ним. Между стволами черёмухи я увидел в земле довольно большое отверстие с земляными ступенями, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня за собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй. (Короленко) 1) - Из какого произведения взят отрывок? - На кого указывают местоимения в I предложении? - Почему важно вспомнить, из какого произведения взят отрывок? 2) - Можно ли, не выполнив I часть дополнительного задания , ответить на следующий вопрос? Почему? Как это связано с особенностями значения местоимений? Комментарий учителя. Так учащиеся подводятся к одному из основных правил использования местоимений: с них, как правило (особенно местоимений 3 лица) не начинают высказывание. Надо сначала назвать предмет (лицо), а уже затем обозначать его местоимением. Отступления от этого правила возможны только тогда, когда писатель хочет заинтересовать читателя. IV. Итоги. - Что называется местоимением? - Какую роль местоимения выполняют в речи? - С какими частями речи соотносится местоимение? - Если местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на них, если одно и то же местоимение может обозначать разные предметы, признаки, количество, как же мы понимаем, что обозначает местоимение в каждом случае его употребления в речи? V. Домашнее задание. Параграф 121, 122. Упражнение 628 (устно) , 629 (письменно). (4, 230). Используемая литература: 1. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Т. М. Пахнова, Т. А. Костяева, А. Ю. Купалова; Сост. Т. М. Пахнова. – М.: Просвещение, 1997, - 192 с. 2. Нечаева Н. В., Петрова Е. И. Русский язык. 6 класс. Учебник. -2008. 3. Никитина Е. И. Русский язык: Русская речь. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: 2009. - 156. 4. Русский язык. Практика. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений /под ред. Г. К. Лидман-Орловой. -М.: Дрофа, 2008. - 318. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |