Преподавание литературы Обобщающий урок по теме "Левша - это…" (по сказу "Левша" Н.С. Лескова). 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.11.29 Просмотров: 1583 Соловьёва Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование:
Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования. Методы:
Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, исследовательские работы детей. Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены "Левша и государь Николай", художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания. Ход урока ":там, где стоит "левша", надо читать "русский народ". "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина". 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя с элементами беседы. - Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк. Цель нашего урока - попытаться продолжить тему урока "Левша - это:", основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном, а также постараться доказать слова Лескова, вынесенные в эпиграфы урока. (Тема и эпиграфы записываются учащимися в тетради). - В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, всё же стоит особняком, как бы поодаль. Я думаю, к числу этих немногих можно отнести Николая Семёновича Лескова. 3. Актуализация прежних знаний. - На уроке предлагаю побывать в литературных ролях. Нам слово - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ. - На первых уроках мы определили тему и идею произведения, обозначили её проблему. Каковы они? (Тема: о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев. Проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.) Определение жанра произведения. - Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка"). - Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это автор и рассказчик). - А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово "Сказ". Что это такое? Как вы определили жанр сказа? (Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора). - Чем сказ отличается от сказки? (В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя). Ученик читает 1 главу сказа. Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику. - Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика. - Кем мог быть рассказчик, повествователь? ( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)- Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову. Как? (Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за "тугаментом" и не вступился потом, когда Левшу не приняли без "тугамента" в больнице). Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику. - Н. С. Лесков передает живую устную речь: "Так может говорить человек из народа". Подтвердим верность догадки строками из предисловия к первому изданию "Левши": "Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти". Бурная полемика вокруг "Левши" побудила Лескова написать "Литературное объяснение" и объявить, что легенду эту сочинил он сам "в мае месяце прошлого года и левша есть лицо... выдуманное". Повествование, точнее сказ, писатель доверил рассказчику, старому оружейнику, который с явной симпатией и сочувствием говорит о главном герое и его трагической судьбе. - Когда и где происходит действие? - Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу? (Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном ,упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное "смятением".) - Обратим внимание на подзаголовок "Левши". Чем он необычен? На что настраивает читателя? ("Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. "Стальная блоха" - нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой. Что такой сотворит?). - Как возник замысел "Левши"? (Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", или эта пословица в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз). Дважды два получалось пять, подкованная блоха не плясала, заковавший её мастер выходил героем, (На доске:
4. Работа с текстом. Нам слово - СЛОВОВЕДЫ. - А теперь самое время обратиться к толковому словарю "Левши", составленному ребятами, понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова. Индивидуальное задание. (Приложение №1 исследовательской работы ученицы "Народная этимология в сказе "Левша" Лескова Н.С.) 5. Нам слово - ЧЕЛОВЕКОВЕДЫ. - Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"? Чтение в лицах сцены во дворце. (глава 13, стр. 254 учебник литературы для 6 класса под ред. В.П. Полухиной)) Ученики представляют образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, читают цитаты из текста. (Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой). Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью? (- это наша история; чувство гордости; вдохновляет народную фантазию ; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой") Индивидуальное задание. (Презентация № 2 исследовательской работы ученика "Последователи Левши" (по сказу "Левша" Лескова Н.С.) - Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель? - Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"? (- доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа") 6. Работа с учебником. - Многие художники обратились к сказу "Левша" создали свои произведения. Рассмотрим иллюстрации. Индивидуальное задание.(Презентация № 3 исследовательской работы ученицы "Иллюстрации к сказу "Левша" Лескова Н.С.) (За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:
7. Вывод урока. Выставление оценок. - Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы? (Левша - главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия). Учитель подводит итог и дописывает на доске тему: " Левша - это символ русского народа."(см. эпиграф к уроку) Мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа "Левша" (ученики записывают в тетрадь):
- Наш урок завершается, мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы - русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ? (Учащиеся: (отвечают по цепочке): Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны что-то уметь делать своими руками, гордиться своей страной, ее мастерами ... ) 8. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |