Преподавание русского языка
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4-м классе
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1210
Семенова Елена Николаевна, учитель начальных классов Окружающий мир: признаки живого и неживого в природе. Оборудование: таблицы, картины. Цели урока: - Совершенствовать знания о склонении имен прилагательных.
- Развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имен прилагательных с именами существительными.
- Развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Учить детей бережному отношению к окружающей среде.
- Закрепить природоведческие понятия "неживая природа" – "живая природа".
Ход урока I. - Организационный момент.
- Какое д/з было задано по русскому языку?
- записать стихотворение с именами прилагательными. Определить род, число, падеж прилагательных.
Дети читают стихотворения. II. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. - Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить, к какой части речи относится используемые в нем слова.
Красный, синий и зеленый. Вкусный, сладкий и соленый, Круглый, твердый и колючий, Злой, холодный и трескучий, Ясный, ласковый и грозный. И веселый и серьезный. (Cтихотворение состоит только из имен прилагательных) - Сегодня у нас очень важный урок. Нам предстоит обобщить полученные знания по теме склонение имен прилагательных в ед.числе. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи. И на этом уроке потребуются знания и по окружающему миру.
- Что обозначают имена прилагательные? (имена прилагательные обозначают свойства, качество предметов, признаки предметов, по вкусу, по цвету, по форме, по размеру, физические качества)
Работа в тетради - Откроем тетради. У нас уже записано число и классная работа.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Записать словосочетания в нужном числе и падеже.
Прекрасный день – ед.ч. Р.п. – прекрасного дня. Интересный салют – ед.ч. Т.П. – интересным салютом. Известный портрет – ед.ч. Д.п.- к известному портрету. Робкий пассажир – ед.ч. П.п. – о робком пассажире. Ленивый инженер – ед.ч. Р.п. – ленивого инженера - Найдите слова на орфограмму парные согласные (робкий)
- Найдите слова на орфограмму непроизносимые согласные (прекрасный, интересный, известный)
- Найдите слова на орфограмму безударные гласные проверяемая ударением (ленивый – лень)
- Игра "Требуется слово"
- Сейчас мы проведем игру "Требуется слово". К данным именам прилагательных вы должны подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к неживой природе.
- Вспомните, что мы относим к неживой природе (дождь, солнце, небо, камни, вода, снег, земля и т.д.)
Теплый ________, рыхлый _________, горячий _______, проливной _________ - С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
- (прил.+ сущ)
- Сделайте вывод.
- Какое слово будет главным, а зависимым?
- Что общего есть в словосочетаниях?
III. Наблюдение над склонением имен прилагательных в ед.числе. 1. Вспомните, как склоняются имена прилагательные в мужском роде. Послушайте стихотворение Ю.Карасева "Приключение зеленого листа" и с помощью карточек покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист. Как-то раз с большого клена Оторвался лист зеленый. И.п. И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зеленого листа. Р.п. Ветер нес и нес, Бросил только на мосту В тот же миг веселый лес Шмыг – к зеленому листу Д.п. Лапой – хвать зеленый лист В.п. Дескать, поиграем. - "Не хочу" – парашютист Головой качает … Ветер вмиг с листом зеленым Т.п. Над землей взметнулся снова, Но шалун листок упал … Я пишу в саду под кленом Стих о том листе зеленом. П.п. - Как вы определяли падеж имен прилагательных? (чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит)
- Запишите словосочетания, выделите окончания, укажите падеж.
- Попробуем найти слова, относящиеся к неживой и живой природе (с ветром, над землей, с клена, лист, пес)
2. Следующее задание не из легких. Используя данные предлоги, запишите, самостоятельно словосочетания в нужном падеже и укажите его. Выделите окончания имен прилагательных. синее море (по) | по синему морю Д.П. | ласковое солнышко (про) | про ласковое солнышко В.п. | интересное дело (для) | для интересного дела Р.п. | твердое слово (о) | о твердом слове П.П. | высокое дерево (за) | за высоким деревом Т.п. | низкое окно (под) | под низкое окно В.п. | - оценка "5" – без ошибок, "4" – 1 ошибка, "3" – 2 ошибки. Взаимопроверка.
- Обратите внимание на имена прилагательные, какого они рода? (средний род)
- Как вы определили? (по роду существительного)
- А теперь обратите внимание на два задания, что общего, чем отличаются?
- О прилагательных какого рода можем сказать, что они склоняются одинаково?
- Докажите!
- Сформулируйте правило (м.р. и ср.р. в Р.Д.Т.П. падеже + одинаковые вопросы и окончания)
3. Выборочное письмо. - Из предложений выписать словосочетания прилагательного с существительным. Укажите род, падеж имен прилагательных, выделите окончания
По широкой дороге мы подъехали к дому. Мы любовались прекрасной картиной. Вот и пришла долгожданная весна. После интересной игры все были веселы. Хорошо помечтать в звездную ночь. Зимой все мечтают о теплой погоде. (Уч-ся выписывают словосочетания, указывают род, падеж и выделяют окончания) - Выберите слова, обозначающие природные объекты (весна, звездная ночь, зима, теплая погода)
- Определите род имен прилагательных? (ж.р.)
- А как вы определили?
- Поставьте вопросы к именам прилагательным
- Что вы заметили?
- Какой вывод можно сделать по окончаниям имен прилагательных ж.р.?
(Имена прилагательные ж.р. Р.Д.Т.П. отвечают на один вопрос какой? имеют окончания -ой-, -ей-.) IV. Наблюдение за ролью имен прилагательных. Творческая работа. - На доске записаны предложения. Вам надо прочитать предложения, дополняя их прилагательными.
Оживает лес. В зелени поют птицы. По ветвям скачут белки. Вот бежит заяц. А за кустом спряталась лисица. - Дайте определение понятие "лес" (толковый словарь)
- Что происходит с предложениями?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
- Какие объекты живой природы вы встретили в предложениях? (птицы, белки, заяц, лисица)
- Назовите признаки птиц? (крылья, клюв, перья, две ночи, маленькая голова, хвост).
V. Итог урока. Верно ли утверждение. - Имена прилагательные в ед.числе изменяются только по падежам? (Нет. Имена прилагательные в ед.числе изменяются по падежам, родам и числам) Например: большой м.р. – большая ж.р. – большое ср.р. большой ед.ч. большие мн.ч.
- Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным?( Верно. Например: умному (м.р.ед.ч. Д.п.) человеку м.р. ед.ч.).
- Имена прилагательные м.р. и ср.р. склоняются одинаково? (Верно. Имена прилагательные м.р. и ср.р. в Р.Д.Т.П. отвечают на один вопрос и имеют одинаковые окончания)
- Прилагательные ж.р. во всех падежах имеют одинаковые окончания? (Неверно. Только в Р.Д.Т.П. падежах -ой-, -ей).
Выставление оценок, пояснение домашнего задания.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|