Преподавание русского языка Урок русского языка в 6-м классе. Описание природы. Зима. ""И оживают картины природы…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.11.26 Просмотров: 1139 Устименко Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран. Чародейкою Зимою Ход урока 1. Начало урока (показ слайдов с изображением зимних пейзажей) Слайд 1-2 В это время звучит эпиграф урока. - О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе) Вот именно об этом мы сегодня с вами поговорим. Тема урока сегодня: «И оживают картины природы…» У художника-живописца – краски для изображения картин природы. Вы это только что увидели на слайдах. - Чем мы занимаемся на уроках развития речи? (учимся анализировать худ. тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить худ. средства языка) 2. Целеполагание Сегодня мы продолжим эту работу и цель урока – на основе примеров худ.текстов , изображения картин научиться создавать собственные пейзажные зарисовки, описания природы. Самооценивание У каждого на столе лежат снежинки, с помощью которых вы будете себя оценивать. 3. Повторение Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить. - Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение) Работа с текстами разных типов речи. Вам даны три текста (на карточках). Определите тип речи каждого текста. Слайд 3 1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками. 2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе. 3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света. 1-й текст – повествование. Докажите. - Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать? (читаю текст) - Какое настроение вызывает у вас это описание? Мы мысленно представляем картину, которую создаёт писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя. 4. Изучение новой темы Обратим внимание ещё на один текст писателя-живописца И.А.Бунина. (текст на карточках) Слайд 4 Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна. - Что мы видим вместе с И.А.Буниным? - Какое общее впечатление от увиденного? - Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («Какое великолепие и спокойствие») - Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж?(синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.) - Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь. - Назовите тип речи. Докажите. - Выделите в тексте композицию описания. Работа с художественными средствами языка - Какие художественные средства языка вы уже знаете? Слайд 5 - Какая часть речи придает тексту образность, яркость? - Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты.(«золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.) - Другие средства худ. выразительности? (сравнение – словно маленькие звездочки) Работа с ЛЗ слов Определите ЛЗ выделенного в тексте слова. Глубокий – имеющий большую глубину. Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий. 5. Физкультминутка Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. (Слайд 8) Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли. Слайд 9 А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно. Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к ее тайне. - Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно. Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное. 6. Работа со стихотворением (Е.И.Никитина «Развитие речи» с.68, упр. 79) Слайд12 Ребята, откройте стихотворение. Не просто слушайте, а следите, отмечайте, о каких качествах говорит автор и к чему нас призывает. (ученица читает стихотворение наизусть) - К чему нас призывает автор?(Быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное) - Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия. 7. Просмотр пейзажных зарисовок Сейчас мы посмотрим пейзажные зарисовки, с целью наблюдения за картинами природы. Особое внимание обратите на зимний лес. Это поможет вам при работе над следующим заданием. (Просмотр фильма с зимним пейзажем) 8. Творческие задания Задание 1 Мы с вами побывали в зимнем лесу, понаблюдали за природой, видели деревья. Задание 2 «Прояви творчество» Мы подошли к следующему этапу нашей работы «Прояви творчество». Слайд 13 Озаглавьте текст. Распространите предложения худ. средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Слайд 14 - Какой текст понравился больше? Почему? Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать и стараться. 8. Итог урока. Домашнее задание Слайд 15 - Чему учились на уроке? Слайд 16 Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта слайд 17, так необыкновенно преображенную природой. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |