Преподавание литературы Интегрированный урок (литература + ИЗО) в 6-м классе по теме "Художники иллюстрируют повесть "Ночь перед Рождеством" Н.В. Гоголя"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2556 Куксова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
ХОД УРОКА 1. Орг. момент: организация учащихся в начале урока. 2. Мотивация учащихся: Звучит пьеса П.И. Чайковского «Декабрь. Святки». На фоне музыки учитель литературы читает отрывок, используя презентацию, отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: «Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…месяц один только заглядывал в них (в окна) украдкою…» - Из какого произведения эти строчки? - Кто автор произведения? (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством») С этим произведением и его экранизацией мы уже знакомились обзорно в 5 классе на уроке внеклассного чтения. Сегодня мы познакомимся поближе с ярким и образным словом Н.В.Гоголя. - Как вы думаете, какой из видов искусства, наряду с литературой, способен передать яркую образность героев, переживания автора? (Живопись) - Так о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (о связи живописи с художественным произведением) - Действительно, картины, которые рисовали художники к гоголевским произведениям, позволяют лучше раскрыть характеры и образы героев, лучше понять выразительность и своеобразие гоголевского языка, увидеть, в чём заключается самобытность повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». На сегодняшнем интегрированном уроке вы имеете возможность узнать много нового и интересного, а также продемонстрировать ранее приобретённые знания. - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (-будем учиться работать с текстом; -проявлять свою читательскую наблюдательность; -развивать умение видеть и чувствовать картину, написанную к произведению литературы; понимать образы и характеры, не только читая текст, но и сопоставляя его с иллюстрациями русских художников) 3. Изучение нового материала. Учитель литературы рассказывает, используя презентацию, учащиеся записывают в тетрадь. «Ночь перед Рождеством» - 1 из ярких повестей книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все повести, входящие в эту книгу, - повести из украинской жизни – проникнуты мягким, добрым юмором. Литературное сообщество того времени и широкая читательская публика восторженно встретили эту книгу, вышедшую в 1831 году. Их автор обитал тогда в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Гоголю 22 года. Многие критики и литературоведы по-своему высказывались об этом произведении. Запись в тетрадь: Критик – это тот, кто подвергает разбору и оценке чьё – либо действие. Одним из самых крупных критиков 19-го века является В.Г.Белинский (1811-1848), который жил и работал практически в те же годы, что и Н.В.Гоголь. Учитель ИЗО: Великий русский критик В.Г.Белинский отмечал, что «Ночь перед Рождеством есть целая полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, словом тут вся поэзия его жизни » (слайд из презентации). 4. Лексическая работа по тексту повести: Учитель литературы: Невозможно представить себе картину жизни народа, не познакомившись с языком народа, который является одним из самых живых явлений культуры. Действительно, во время чтения повести вам встретилось немало непривычных слов, толкование которых автор дал в сносках. Эти сноски являются как бы продолжением повести, замечанием автора, разговором с читателем, незнакомым с традициями и обычаями родной Гоголю Украины. Задание № 1 На парту (2 человека) или каждому раздаются распечатанные заранее материалы для словарной работы. Учащиеся должны сопоставить слова-украинизмы и их лексическое значение. КАВУН- АРБУЗ КУХОЛЬ - ГЛИНЯНАЯ КРУЖКА ЦИБУЛЯ – ЛУК ПАРУБОК – ПАРЕНЬ ЛЮЛЬКА – ТРУБКА ДЛЯ КУРЕНИЯ КУТЬЯ – КАША ИЗ ПШЕНИЦЫ С МЁДОМ ГАРУС – ХЛОПЧАТО-БУМАЖНАЯ ТКАНЬ, ПОХОЖАЯ НА ШЕРСТЯНУЮ КАПОТ – ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА ШИРОКОГО ПОКРОЯ КАПЕЛЮХИ – ШАПКА С УШАМИ ТАРАТАЙКА - ПОВОЗКА ЛАДУНКА – СУМКА КАВАЛЕРИСТА ПАЛЯНИЦА – НЕБОЛЬШОЙ ПЛОСКИЙ ХЛЕБ ГАЛУШКИ – КУСОЧКИ ТЕСТА, СВАРЕННЫЕ В ВОДЕ ИЛИ В МОЛОКЕ ГОЛОВА – ВЫБОРНАЯ ДОЛЖНОСТЬ НА УКРАИНЕ 18-20 ВЕКА ЧЕРЕВИКИ – БАШМАКИ ЩЕДРОВКИ – ПЕСНИ, КОТОРЫЕ РАСПЕВАЛА МОЛОДЁЖЬ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА ШМАК – ЛАКОМЫЙ КУСОК КОВЗАТЬСЯ – КАТАТЬСЯ, СКОЛЬЗИТЬ ПО ЛЬДУ ЯРЬ – БЛЕСТЯЩАЯ БЕЛАЯ КРАСКА БАКАН – БАГРЯНАЯ КРАСКА Учитель литературы: Сделаем вывод. - По каким признакам мы узнаём, что действие происходит на Украине? (употребление украинизмов, а также описание украинских обычаев, традиций, одежды и т.д.) - Какие традиции и обычаи украинцев описывает Гоголь в своей повести? (колядование, переодевание в праздничные наряды, массовые гуляния, национальные блюда, рождественские угощения) - С какой целью Гоголь использует в произведении большое количество украинской лексики? (Задача писателя – как можно точнее передать обстановку, в которой происходит действие повести. Декорации, поступки и характеры героев писатель создаёт с помощью художественного слова) 5. Работа с иллюстрациями и презентацией: Учитель ИЗО: В.Г.Белинский скажет позже: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Учащиеся записывают высказывание в тетрадь. Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь Поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия. Нужно сказать, ребята, что книга – это синтез искусств. В ее создании участвуют: писатель или поэт, художник-иллюстратор, полиграфист. Более подробно на уроке вы познакомитесь с работой художника-иллюстратора. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются - книжная иллюстрация. Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно. Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С.Родионова «Оксана и кузнец Вакула», написанную на один из эпизодов повести «Ночь перед Рождеством». Обратите внимание на изображение художником портретной характеристики 2-ух главных героев. После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации М.С.Родионов «Оксана и кузнец Вакула». 1952 г. Учитель ИЗО продолжает: Михаил Семёнович Родионов (1885-1956)всегда проявлял большой интерес к русской классической литературе и иллюстрировал произведения А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова. Учитель литературы: - Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Найдите и прочитайте по тексту. Текст раздаётся заранее. («По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою…..») - Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой? (Гоголь: «…свежее, живое, в детской юности лицо с блестящими чёрными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу…») (Вакула: «Чудная девка! И хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух…») - Как характеризует свою наружность сама Оксана? («Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет на свете? Что туту хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: - Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!.... ») - Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»? (она была красива, но капризна и неприступна, «парубки гонялись за неё толпами», избалованна) - Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…») Учитель ИЗО: - Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать на иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики. (красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованнось, высокомерие) - Каким предстаёт на рисунке Вакула? (робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный)- выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь. - Учитель литературы: - Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь? - Соответствует ли он образу Вакулы –кузнеца на иллюстрации? Учитель ИЗО делает Вывод: Нет сомнения,что создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер. И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи. - Вспомните и назовите известные вам средства художественной выразительности в живописи. (цвет, рисунок и композиция) С.М.Харламов «Село Диканька в ночь перед Рождеством». 1990 г. Учитель литературы: Важную роль в повести Гоголя играют картины природы. Писатель то и дело прерывает повествование о героях и событиях Предрождественской ночи и даёт прекрасные пейзажные зарисовки. Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что у героев повести, и у самого рассказчика она вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! » Учитель ИЗО: Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова (родился в 1942 г.), на которых запечатлены картины ночной Диканьки. - Как вы думаете, какой вид изобразительного искусства использовался при создании этой картины? (графика). Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к графическому рисунку в технике гравюры. Учитель литературы: Найдите описание рождественской ночи в тексте повести, которое больше всего подходит к иллюстрации Харламова. («Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь ») - Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе. (метафора, эпитет, олицетворение) - Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж? (метафора: «снег загорелся широким серебряным полем» Эпитет: «хрустальными звёздами» Олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.) - Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине? (они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии) Учитель ИЗО: - Что является средствами художественной выразительности в графике? (линия, пятно, точка, штрих) Вывод делает учитель литературы: Заметьте, что картины природы в повести Гоголя даны в движении (мороз крепчал - мороз теплел, нет ни души – толпы народа и т.д.). Зимняя картина ночи дополняется фантастическими событиями. - Приведите примеры таких необыкновенных событий и происшествий. (Когда, например, чёрт украл месяц и «вдруг по всему миру сделалось…темно…». Через некоторое время чёрт, увидев Чуба с кумом, «начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега», и «поднялась метель»). Учитель ИЗО: Рассматривая пейзаж художника, мы невольно дополняем его литературными подробностями, таким образом, создаётся довольно целостная картина художественно-литературного произведения. 6. Заключение. Учитель ИЗО: - Какая из рассмотренных иллюстраций произвела на вас большее впечатление и почему? - Что нового вы узнали сегодня из живописи? (что такое иллюстрация, графика, вспомнили средства художественной выразительности в живописи) Учитель литературы:- Что нового вы узнали на уроке по литературе? (Узнали о том, что иллюстрации прекрасно дополняют характеристику героев произведения, помогают лучше понять их мысли и чувства, отметили мастерство Гоголя при употреблении различных средств художественной выразительности) - Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести по своей тетради. Согласны ли вы с мнением критика? (возвращаемся к слайду с высказыванием критика) 7. Итоги, дом. задание, оценки:
План
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |