Преподавание литературы «Л.Н. Андреев "Кусака"». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.11.19 Просмотров: 1201 Шамкина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (345,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока: изучение нового материала. Вид: рассказ учителя, беседа. Цели урока:
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный Оборудование: художественный текст рассказа Л. Андреева «Кусака»; презентация на мультимедийной установке, выставка книг, толковые словари. ...Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу. Альберт Швейцер. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя – Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Я надеюсь, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из вас не по-теряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие-то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям. Тема нашего урока: «Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека». (Тему дети записывают в тетрадь, читают и объясняют смысл эпиграфа.) Слайд 2 III. Постановка целей урока (Вместе с учащимися формулируем цели урока.) Слайд 3 IV. Слово о писателе. Слайд 4 Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». Слайд 5 С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем. Слайд 6 Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), напечатанный в «Курьере», понравился читателям и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например сюжет рассказа «Петька на даче» (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказ «Город» (1902). В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха. Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии. Слайд 7 V. Работа с выставкой книг – Теме «животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы. Назовите, какие произведения, посвященные собаке, вы читали? ( Дети вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый пудель» Куприна, «Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского, «Каштанку» А.П.Чехова, «Бешеная собака», «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Булька» Л.Толстого» и др.) Слайд 8 VI. Словарная работа – В теме нашего урока звучат слова: сострадание, бессердечие, нравственность. Что они означают? (Дети дают определения сами, а потом зачитывают по толковому словарю.) Слайд 9 V. Анализ произведения – Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить? Слайд 10 1. Работа над первой частью рассказа. – Кто главный герой рассказа? Слайд 11 – Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.) 2. Работа над второй частью рассказа – Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.) 3. Работа над третьей частью рассказа. – Какой теперь мы видим Кусаку? ( Записываем в правую сторону тетради словесный ряд: всей…душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть…стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала). Слайд 11 – Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»? 4. Работа над четвертой частью рассказа. – Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.) 5. Работа над пятой частью рассказа. (Читаем вслух пятую часть рассказа.) – Почему собака выла? Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился. VI. Заключение (Вместе с учениками подводим итог урока.) – На этом уроке вы познакомились с писателем Леонидом Андреевым и его рассказом «Кусака». Вы узнали:
VII. Домашнее задание. Слайд 12 Написать рассказ «Мой друг». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |