Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1128

Пятых Галина Анатольевна, заместитель директора по УР

Ведущие представители педагогической общественности отмечают, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: на смену техногенного типа общества идёт посттехногенное, которому предстоит создать новую, современную парадигму образования. Традиционная система в том виде, в котором она до сих пор существует, себя исчерпала и эволюционным путём, путём внутреннего преобразования, должна перейти в новое качественное состояние, о чём и говорится в “Стратегии модернизации содержания общего образования” (Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001)

Приоритетным направлением “Стратегии модернизации образования” является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная компетенция включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Представленный урок демонстрирует процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на ступени профильного обучения (10 класс, социально-гуманитарный) .

Тема: Стилистическое использование сложного предложения.

Цели:

  1. Создать условия для освоения учащимися теоретического материала о стилистическом использовании СП.
  2. Обеспечение развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, монологической и диалогической речи.
  3. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательные объекты: текст, предложение.
  4. Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент; умений общаться.
  5. Содействовать развитию таких качеств личности, как собранность, уважительность к товарищам, любовь к родному языку.
  6. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

Тип учебного занятия: объяснения нового материала

Форма проведения: комбинированный урок

Дидактические материалы и оборудование: таблица “Стилистическое использование СП”, компьютер с проектором, дидактические карточки, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный этап 1 мин

Цель: Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настраиваемся на работу, надеюсь, что она будет плодотворной.

2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся 3 мин

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; актуализировать субъектный опыт учащихся.

- Прочитайте предложения, верно ли они построены? (проецируем на экран)

- Укажите стилистические ошибки, исправьте их:

В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга.

2) Сняв шапку, гость протянул хозяину руку, которая была сильно поношена и забрызгана грязью.

- Чему можно научиться, выполняя данное задание?

- Тема сегодняшнего урока: “Стилистическое использование сложного предложения”

- Сформулируйте цель нашего урока (узнать о том, как употребляются СП в разных стилях речи, научиться правильно употреблять в своей речи данные конструкции, исправлять стилистические ошибки в своей речи и речи товарищей, воспитать в себе языковую культуру, умения правильно писать и говорить в устной и письменной форме)

3. Этап изучения нового материала 10 мин

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися запоминаемого материала, содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому содержательному выводу, обобщению.

- Рассмотрите таблицу “Стилистическое использование СП” в презентации. (Приложение 1) Содержится ли в таблице новая для вас информация? (Нет. Действительно, с функциональными особенностями того или иного стиля вы уже знакомы)

- Исследуем представленные примеры (читаем)

  • Какая конструкция представлена здесь?
  • Определите тип и вид СП?
  • Вы, в принципе, частично выявили стилистическое использование СП. Прочитайте эти выводы в обобщенном виде. (Заполняем таблицу)
  • (После заполнения) Используются ли в данном стиле другие предложения? Приведите свои примеры.
  • Почему же в таблице я указала только определённые виды?

- Можно ли, опираясь на представленный материал, сделать выводы, которые были бы значимы для будущей вашей жизни? (заниматься наукой, стать журналистом, просто грамотно и красиво говорить)

4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности и закрепления.

Цель: Установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести коррекцию.

Групповая работа

Инструктаж:

- объединитесь в группы по 4 человека, внимательно прочитайте задание, затем коллективно обсудите его, придя к правильному решению, итог оформите в табличку, отвечать будет любой человек из группы по моему усмотрению.

- По завершению работы (через 3 минуты) обсуждение прекращается, все внимательно слушают отвечающего, оформляют услышанное в табличках и задают вопросы.

Группа № 1

Прочитайте текст:

Понятие “активный и пассивный словарь” применимо не только к языку определённой эпохи, но и к языку отдельных лиц. Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнаёт в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста
  3. Назовите стилистические особенности последнего предложения. (Даёт определение научного понятия в данном случае термина “ пассивный словарь”)

Проверочное задание для всех:

- Есть ли вопросы к группе?

Тогда проверим, как вы усвоили тему урока на данном этапе. Работаем с сигнальными карточками: поднимите карточку, на которой напечатан № правильного ответа.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто, что.

1) СПП определительное создаёт цельную картину, в пределах которой рисуются частные детали.

2) СПП с придаточными определительными помогают выстроить определение научного понятия. +

3) СПП с придаточными определительными показывают логическое подчинение одних фактов другим.

Группа № 2

Прочитайте текст:

Алкоголь и подросток… Совместимы ли эти два понятия? Так ли уж

редко встречается сейчас эта “парочка”?

Проблема алкоголизма в подростковом и даже детском возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Очень часто даже родители не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное.

1. Определите основную мысль текста.

2. Определите стиль текста

3. Назовите стилистические особенности последнего предложения

(формируют определённое общественное мнение о вреде алкоголя, побуждают к какому-л. Действию по искоренению этого явления.)

- Есть ли у вас вопросы к группе?

Проверочное задание для всех:

Дело в том, что алкоголизм у подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям гораздо тяжелее.

1) Формируют определённое общественное мнение, побуждают к действию. +

2) Показывают логическое подчинение одних фактов другим.

3) Выявляют логические связи между сопоставляемыми фактами и закономерностями.

Группа № 3

Прочитайте отрывок из текста:

- Не знаю, как вам дать, я не взял с собою денег. Да, вот десять рублей есть.

- Что же десять! Дайте, по крайней мере, хоть пятьдесят!

Чичиков стал было отговариваться, что нет. Но Собакевич так сказал утвердительно, что у него есть деньги, что он (Чичиков) вынул ещё бумажку.

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста
  3. Назовите стилистические особенности последнего предложения

(При употреблении СПП наблюдается нагромождение одинаковых союзов (союзных слов) в СП с последовательным подчинением. Подобные конструкции используются писателями для речевой характеристики действующих лиц и для того, чтобы придать повествованию разговорный оттенок, приблизить авторскую речь к речи персонажей.)

- Есть ли вопросы к группе?

Проверочное задание для всех:

Я так был низок, что у меня дрогнуло сердце от радости, что выдержал характер и дождался, что она вышла первая. (Достоевский)

1) Создают цельную картину.

2) Показывают логическое подчинение одних фактов другим.

3) Используются, чтобы придать повествованию разговорный оттенок, приблизить авторскую речь к речи персонажей. +

Группа № 4 (художественный)

Прочитайте текст:

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось, так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда.

  1. Определите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста
  3. Назовите стилистические особенности последнего предложения.

(используются для создания цельной картины, в пределах которой рисуются частные детали, выполняют экспрессивную функцию.)

- Есть ли вопросы к группе?

Проверочное задание для всех:

Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выражающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берёз начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу.

1) Передают естественность в обстановке непринуждённой беседы.

2) Используются для создания цельной картины, в пределах которой рисуются частные детали, выполняют экспрессивную функцию. +

3) Точно формулируют тот или иной тезис, подкрепляя его необходимой аргументацией.

Физкультминутка:

- сядьте ровно, попробуйте расслабиться;

- потрите руками уши;

- легко надавите ладонями на глаза и постарайтесь увидеть черную кошку в тёмной комнате.

- Презентация результатов работы 15 мин

5, 6. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексии 2 мин

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Цель: инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия учителя и уч-ся, обеспечение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Продолжите незаконченные предложения:

1. Мы сегодня познакомились с ……….

2. Знания, которые я сегодня приобрел, понадобятся мне …….

3. Мне сегодня на уроке было:

1) комфортно

2) дискомфортно

7. Этап информации о домашнем задании 2мин

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

  • Информация о домашнем задании
  • Мотивация деятельности уч-ся по выполнению домашнего задания
  • Инструктаж по выполнению
  • Проверка понимания способов выполнения Д.З.

Дифференцированное задание:

1. Напишите мини-сочинение на тему:

“Рождение весны” в художественном стиле речи, используя разные типы СП.

2. Подберите для анализа о стилистическом использовании СП 3 текста, относящиеся к разным стилям речи.

Приложение 2


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21