Преподавание русского языка Подготовка к сочинению – описанию действий в жанре лирической миниатюрыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.11.08 Просмотров: 1093 Пестрякова Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цель:
Домашнее задание к данному уроку (дается недели за две-три до урока): произвести наблюдение за выполнением трудовых процессов (приготовление пирожков, булочек и т.п. мамой, бабушкой, соседкой…) и заполнить странички «Записной книжки юного писателя» Ход урока I. Задача: определить место данного урока в курсе русского языка и уроков развития речи в т.ч. Вы уже знакомы с описанием действий (выполняли упражнения по темам: «Деепричастие» и «Наречие», содержащим описание действий; описывали картину С.Григорьева «Вратарь», А.Сайкиной «Детская спортивная школа», в т.ч. и в форме репортажа с места событий). II. Цель сегодняшнего урока – подготовка к сочинению – описанию действий (трудовых процессов) в жанре лирической миниатюры. Задачи урока Для достижения цели нам необходимо вспомнить основные виды орфограмм, подобрать синонимы, выбрать фразеологизмы и пословицы, которые нам могут понадобиться в процессе создания художественного текста (ведь юный писатель должен уметь грамотно излагать литературный продукт своих наблюдений). Тем самым мы пополним рабочие материалы к сочинению, подготовленные вами дома и зафиксированные в «Записных книжках…» III. 1. Задача: знать орфограммы Словарно-орфографическая работа. Вставьте пропущенные орфограммы. (С)начала, (по)началу, пр…дварительно, (за)тем (= потом), (в)след за этим, (мало)помалу, в следу(?)щее мгн…вение; зам…чательный, ч…рующий, (не)торопливо, (не)спешно, ост…рожно, вн…мательно, прав…льно, сосредоточе(н,нн)о, т(?)ательно в…ликолепно; к…пит работа, г…рят глаза, з…лотые руки, с…яет улы…ка, торжестве…ая м…нута,; (на)протяжени… (не)скольких минут, (в)течени… часа, хорошо работает(?)ся, было (бы) (не)плохо, (по)окончани… работы. Самопроверка по ключу (запись на доске, заранее подготовленная учителем) III. 2. Задача: знать понятие «синонимы», уметь их подбирать. Лексическая работа. Упражнение «У кого хвост длиннее?» Подберите как можно больше синонимов и синонимических сочетаний к словам:
III. 3. А) Индивидуальные задания для «сильных» учащихся. Тест №1. Выберите фразеологизмы, которые можно использовать при описании действий. Объясните их значение.
III. 3. Б) Индивидуальные задания для учащихся со средними и слабыми учебными возможностями. Тест №2. Отметьте пословицы о труде (номера пунктов)
III. 4. Промежуточный итог Итак, данные упражнения (из словарно-орфографической и лексической работы) помогут вам достичь цели – составить связное письменное высказывание в соответствии с логикой темы и выбранного жанра. Найти нужное слово – очень важная задача.
IV. 1. Мотивация У многих классиков (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и др.) особое место в произведениях занимают так называемые пиршественные сцены (и довольно поэтические!), в которых описываются различные блюда, подаваемые на стол. Мы с вами – по примеру маститых писателей - тоже будем описывать блюдо, но как результат выполнения определённых действий. А лучшие работы будут помещены на страницы школьной газеты. IV. 2. Установка на внимание: представьте себе, что вы впервые в жизни видите, как мама печёт пироги. Всмотритесь внимательно, чтобы запомнить мельчайшие подробности (детали) выполнения работы. А чтобы ваш текст был интересным, раскроем «секреты» написания лирической миниатюры. V. 1. Задача: знать план и художественные особенности лирической миниатюры «Секреты» написания лирической миниатюры Я записал тысячи трогательных подробностей… М.М.Пришвин
V. 2. В данном плане отражена идея лирической миниатюры, акцентировано внимание на важности выразительных средств языка, то есть то, что делает наблюдения писателя художественным текстом. Миниатюры рождались из наблюдений. А эти наблюдения заносились в обычную записную книжку. Вот как писал об этом М.М.Пришвин: «Я брал для записей разные мелочи, какие мне только попадались на глаза… Я записал тысячи трогательных подробностей…» VI. 1. Определённые этапы творческой работы выполним коллективно. Работа в группах Задача: написать отдельные пункты общего плана Ваша задача – написать маленькие рассказы (миниатюры) по предложениям – наблюдениям. При этом вы должны использовать только данный смысловой отрывок. (Пользуйтесь лексическим материалом из предыдущих упражнений). Помните, что главное – отразить в зарисовке особую прелесть, нарядность действия (определённого этапа трудового процесса), рассказать поэтично о вполне обыденном. Задания для работы в группах по теме «Мама печёт пирожки». Карточка №1. Теперь кухня сияет особенной чистотой, а мама в крахмальном переднике и косыночке. Вопросы-подсказки (предположим, что на кухне всегда чисто или относительно чисто):
А мама в белой юбке, как капитан из рубки, (Если возможно такое сравнение, то с чем тогда можно сравнить сияющую чистотой кухню? кому и какие команды может отдавать мама?) Карточка №2. Мама разрезает тесто равными кусочками и, ловким движением скатав их в ладонях, раскладывает их на столе. Вопросы-подсказки:
Карточка №3. На столе дымятся пирожки. Я беру один из них, с наслаждением впиваюсь зубами в золотистый бочок… Вопросы-подсказки:
Задача: умение редактировать VI. 2. Проверка выполнения заданий в группах (чтение учащимися лирических зарисовок) и редактирование. VII. 1. Вопрос. Вы прослушали миниатюры в определённой последовательности. Это текст? Почему? Ответить на эти вопросы поможет следующее задание. Задача: знать план описания действий, уметь работать с планом. VII. 2. Задание: перед вами план описания действий. Какие пункты плана не раскрыты? Что необходимо дописать, чтобы цель работы – составление связного высказывания на заданную тему – была достигнута? План описания действий (трудовых процессов) 1. Подготовка человека к работе: а) рабочий костюм; б) рабочее место; в) необходимые инструменты и материалы; г) удобная для выполнения работы поза; д) эмоциональный настрой (внутренняя собранность, нацеленность на результат и т.д.) 2. Ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца). 3. Результат работы. VIII. 1. У вас есть ряд ценных наблюдений, зафиксированных в ваших «Записных книжках юного писателя», которыми вы готовы поделиться. Заглянем в записи будущего писателя и попытаемся «превратить» наблюдения в художественный текст. И не забудьте использовать рабочие материалы из упражнений, выполненных на уроке, а также план и «секреты» написания лирической миниатюры. Помните: сочинение должно быть написано в жанре лирической миниатюры. Самостоятельная работа учащихся. VIII. 2. Чтение и редактирование работ. VIII. 3. Итог. Мы сегодня постарались увидеть нарядность, особую прелесть будничного труда, праздничность – в обыденном; учились подмечать важность каждой детали; научились составлять художественный текст в жанре лирической миниатюры. Домашнее задание: закончить работу. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |