Преподавание литературы Урок литературного чтения. 2-й класс. «Чародейкою зимою…»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.11.03 Просмотров: 1185 Братанова Тамара Александровна, учитель Цель: Познакомить с произведением Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою:" Задачи:
Оформление:
Ход урока Актуализация знаний. (слайд)
Сегодня я вас приглашаю в зимнюю сказку. Скажите шёпотом слово "зима" - Какие чувства у вас возникли? - Какие картины природы вы представили? - Как бы произнёс эти слова человек, который не любит это время года? - Как бы сказал эти слова человек, которому нравится зима? Для достижения максимального результата использую метод эвристической беседы. Знакомство с произведением Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:" Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту. Давайте сейчас попробуем определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы подойти к описанию зимы. Музыка:
При представлении содержания нового материала свою задачу вижу в том, чтобы учащиеся наиболее полно могли представить картину зимнего леса, ощутить его прелесть и красоту. Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки великого итальянского композитора Вивальди (звучит отрывок из второй симфонии). Далее я показываю портрет Ф. И. Тютчева. (слайд) Фёдор Иванович Тютчев(1803 - 1873) - один из известных поэтов 19 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших стихотворений Тютчева, посвящённом описанию зимней природы "Чародейкою зимою:" На доске:
- Прочитайте строки из стихотворения. - Можете ли вы предположить, каким видится лес поэту? - Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный. На данном этапе урока музыкальное произведение способствует эмоциональному, лирическому настрою на восприятие стихотворения. Анализ произведения. Задача следующего этапа моего урока - это развития и совершенствование навыка анализа поэтического произведения. При анализе стихотворения моя деятельность состоит в том, чтобы подводить к проблеме, объяснять, переживать, поощрять, заинтересовывать, формировать мотивы учения, воодушевлять и т. д. Работая над стихотворением, учащиеся не только выражают свои чувства, но и определяют темп, тон, громкость, выясняют особенность композиции стихотворения, определяют какое изобразительное средство языка, использовал поэт. Анализ произведения я сопровождаю показом репродукции картины И. И. Шишкина "Зима".(слайд) Самостоятельное чтение стихотворения детьми. - Какое впечатление произвело на вас стихотворение? - Какие чувства при чтении возникли в душе? (изумление, радость, восхищение, восторг, грусть, сожаление:) Определите темп, громкость, тон чтения.
Обобщение ответов учащихся. Чтение учителем стихотворения наизусть. Следующий этап урока - это физическая минутка.
Теплее укрывай! ( выполняются упражнения на различные группы мышц ) Задачей следующего этапа урока, считаю формирование навыка работы в группах, реализацию творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Работа в группах (слайд) Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: "Зима". Учащиеся рисуют на темном фоне зубной пастой зимние пейзажи. Вторая группа работает над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза). Третья группа дополняет текст образными словами и выражениями. Волшебница-зима.
Четвёртая группа пишет сочинение-миниатюру "Зима в лесу" Вопросы: - Как выглядит лес зимой? - Как украсила зима деревья? - Как выглядит иней на ветках берёз и осинок? - На что похожи маленькие ёлочки? - Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса? Работу в группах провожу под музыкальное сопровождение. Результативность. (слайд) Представление группами творческих работ - необходимое условие при работе в группах (оцениваю работы учащихся). Итог урока. Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. И. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения "Чародейкою Зимою:". Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способной дать человеку почувствовать её красоту и величие.
Далее я снова возвращаюсь к строчкам из стихотворения, написанным на доске: "Чародейкою Зимою околдован, лес стоит" Предлагаю ребятам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:
Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе. Рефлексия - это необходимая связующая нить, между мною, как учителем и учащимися. (слайд) Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |