Преподавание литературы
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1024
Сизых Надежда Григорьевна, учитель литературы, заместитель директора по УВР Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста. Содержание стандарта по литературе предполагает изучение основных теоретических понятий, необходимых для анализа поэтического текста, но времени на изучение недостаточно, и потому, если понятие «темы», «идеи», изобразительно-выразительных средств усваиваются учащимися удовлетворительно, то понимание роли формальных элементов стихотворения воспринимаются поверхностно, неосознанно. Поэтому данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов, интересующихся поэзией, желающих проникнуть в мир поэта. Она может помочь одаренным школьникам углубить свои знания, развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а также ориентировать на выбор профиля обучения и выбор профессии. Цель программы: эстетическое развитие учащихся, их приобщение к красоте русской поэзии, углубление и расширение филологических знаний. Задачи программы: - Расширение кругозора учащихся, увеличение объема их знаний о формальных элементах стихотворения.
- развитие устной и письменной речи, мышления и творческих способностей учащихся, личностной ориентации учащихся.
- формирование умений по определению роли формальных элементов в раскрытии идеи стихотворения, по обучению анализу в единстве формы и содержания.
- Воспитание сознательности, ответственности за индивидуальный выбор, умение вести диалог.
При таком подходе, созданном по принципу «от формы к содержанию» анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика. Содержание программы выходит за рамки содержания Стандарта по литературе, материал располагается по уровню сложности: от простого к сложному. Формы проведения занятий разнообразны: игра, лекция, практикум, творческая работа. Результаты обучения: В результате освоения программы учащиеся должны: - иметь представление о формальных элементах стиха;
- знать формальные элементы стиха: строфу, размер, ритм, рифму, интонацию, звукопись;
- уметь определять размер, ритм, рифму, интонацию и роль их в раскрытии идеи стихотворения;
- владеть анализом в единстве содержания и формы.
Время на изучение программы – 15 часов. Контроль за усвоением программы осуществляется в ходе проведения тестов, творческих работ, самостоятельных работ по анализу текста. Виды деятельности определяются учителем и учащимися. Это может быть индивидуальная и групповая работа по анализу текста, определению роли формальных элементов в тексте, поисковая самостоятельная работа, выполнение заданий творческого характера (написание стихов) При изучении данного курса можно использовать учебно-методический комплект «Русская словесность» (Горшков 10 класс, Р.И. Альбеткова 7, 8, 9 класс) которые имеются в школе По окончании изучения данного курса учащиеся должны дать анализ (на выбор) поэтических текстов в единстве содержания и формы. Для анализа могут быть предложены произведения поэтов XIX – XX веков. Учебно-тематический план: № | Тема | Кол-во часов | Виды и формы деятельности | Вид контроля | 1 | Из истории стихосложения | 1 час | Лекция, беседа | Опорный конспект | 2 | Стопа. Двусложные и трехсложные стопы. Стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. | 3 часа | Практикум, работа в парах | Практическая работа, самостоятельная работа. Тест | 3 | Рифма, виды рифм | 2 часа | Практическая работа, игра «Буриме» | Практическая работа. Тест. Составление и подбор рифм | 4 | Ритм стихотворения. Основные факторы ритма | 3 часа | Лекция + групповая работа | Практическая работа | 5 | Строфа. Тип строф | 1 час | Лекция, работа с учебником | Практическая работа | 6 | Интонация и ее многообразие | 1 час | Слушание аудиозаписей. Практическая работа | Практическая работа | 7 | Аллитерация и ассонанс | 1 час | Работа в группах, игра | Практическая работа | 8 | Обобщение материала по стихосложению | 1 час | Самостоятельная работа в группах, игра | Тест, практическая работа | 9 | Контроль. Анализ стихотворений. | 1 час | Практикум. | Создание сочинений-анализов стихотворений. | 10 | Контроль. Создание собственных сочинений, мультимедийных проектов | 1 час | Конференция | Выступление учащихся с творческими работами по анализу стихотворений. Рецензирование | Содержание программы: - Из истории стихосложения (1 час)
Понятие о стихотворной речи. Тоническое, силлабическое и силаббо – тоническое стихосложение. Особенности систем стихосложения. Акцентный стих, верлибр. - Стихотворные размеры (3 часа)
Понятие стопы. Двусложные и трехсложные стопы. Двусложные размеры: ямб и хорей. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий. Пиррихий и спондей - Рифма. Виды рифм (3 часа)
Понятие рифмы. Виды рифм: парная, перекрестная, опоясывающая. Точные и неточные. Мужские и женские. Дактилические. Открытые и закрытые рифмы. Монорим. Белый стих. - Ритм стихотворения (2 часа)
Понятие о ритме. Важнейшие факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма. Слово. Синтаксические фигуры: анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, умолчание, риторический вопрос, восклицание, обращение. - Строфа. Типы строф (1 час)
Понятие строфы. Виды строф: двустишие, трехстишие, катрены, октавы, сонеты, онегинская строфа, и т.д. - Интонация и ее многообразие: разговорная, ораторская, песенная, грустная, трагическая, ироническая. Основные элементы интонации: логические ударения, паузы, грамматические, психологические, цезуры, межстиховые, мелодика. (1 час.)
- Звуковая сторона стихотворения. Аллитерация и ассонанс ( 1 час)
- Повторение и обобщение материала. Выполнение практических и творческих работ (3 часа)
Содержание курса: Модуль 1. Из истории стихосложения Урок № 1. Понятие о стихотворной речи. Тоническое, силлабическое, силлабо – тоническое стихосложение. Цели: - Закрепить понятия о системах стихосложения и знать их отличительные особенности.
- Дать понятие акцентного стиха, верлибра.
- Уметь определять тип стихосложения.
Модуль 2. Стихотворные размеры Урок № 2. Понятие стопы. Двухсложные и трехсложные стопы. Двухсложные размеры. Пиррихей и Спондей Урок № 3. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий. Урок № 4. Практикум. Стихотворные размеры и их роль в стихотворении. Цели: - Закрепить понятия о двусложных и трехсложных размерах стиха.
- Дать понятие пиррихея и спондея и их роли в поэтическом тексте.
- Уметь определять стихотворные размеры, роль этого формального элемента.
Модуль 3. Рифма, виды рифм Урок № 5. Понятие рифмы. Виды рифм: парная, перекрестная, опоясывающая. Точные и неточные. Мужские, женские, дактилические. Открытые и закрытые. Урок № 6. Практикум по определению рифм. Тестирование. Монорим. Белый стих. Цели: - Закрепить понятие о рифме и ее разновидностях
- Дать понятие о монориме и белых стихах.
- Уметь определять рифму и ее роль в поэтическом тексте.
Модуль 4. Ритм стихотворения Урок № 7. Понятие о ритме. Важнейшие факторы ритма: пиррихей, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифмы, слово. Урок № 8. Синтаксические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизм, инверсия, умолчание, эллипсис, риторический вопрос, восклицание, обращение. Урок № 9. Практикум. Роль ритма в идейном содержании стихотворения. Цели: - Закрепить понятия о ритме.
- Дать понятие анафоры, эпифоры, эллипсиса;
- Уметь находить синтаксические фигуры, основные факторы ритма и определять их роль в содержании стихотворения.
Модуль 5. Строфа Урок № 10. Понятие строфы. Виды строф Цели: - Закрепить понятие строфы
- Знать виды строф
- Уметь определять вид строфы, ее роль в тексте.
Модуль 6. Интонация Урок № 11. Основные элементы интонации: логическое ударение, паузы, грамматические, психологические, межстиховые, мелодика. Многообразие интонаций. Цели: - Научить определять интонацию по ее элементам
- Знать виды интонаций
Модуль 7. Звуковая сторона стихотворения Урок № 12. Аллитерация и ассонанс. Звукопись. Их роль в поэтическом тексте. Цели: - Закрепить понятие ассонанса и аллитерации
- Научить определять их роль в тексте.
Модуль 8. Урок № 13. Обобщение и систематизация знаний о формальных элементах стихотворения. Практикум. Цель: - Закрепить знания о формальных элементах стихотворения
- Проанализировать поэтические тексты
Модуль № 9 Контроль знаний по курсу Урок № 14 – 15. Самостоятельная работа. Анализ поэтических текстов. Составление (написание) собственных стихотворений. Цель: - Проконтролировать знания учащихся
- Развивать творческие способности учащихся
- Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
Основные понятия курса: Тоническое стихосложение (от ар. Tonos – ударение) – система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Силлабическое стихосложение (от гр. Sylla вё – слог) – система стихосложения, основанная на равном количестве слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки Силаббо – тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на чередовании ударных и безударных слогов. Стопа – повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов Пиррихий – стопа из двух безударных слогов Спондей – стопа из двух ударных слогов Клаузула – окончание стихотворной строки, считая с последнего ударного слога. Рифма – созвучие окончаний или клаузул. Строфа – это сочетание двух или нескольких стихов, объединенных по определенным правилам (системой рифм, общей интонацией), обычно повторяющейся в стихотворении Размер – метрическая схема, упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов. Ритм – основа поэтической речи, чередование ударных и безударных слогов, стоп, повторение однородных явлений через равные промежутки. Акростих – стихотворение, в котором наглядные буквы каждой строки при чтении сверху вниз составляют слово или фразу. Акцентный (тонический стих) – стихи, основанные на примерно одинаковом количестве ударных слогов в строках, место же ударений и количество безударных слогов произвольно. Аллитерация – повторение согласных звуков, придающее высказыванию особую выразительность. Анафора – единоначатие, повторение начала строк в стихах или начала предложений в прозе. Ассонанс – повторение гласных звуков в поэтическом тексте, средство художественной выразительности. Белые стихи – стихи без рифмы Инверсия – необычный порядок слов в предложении Монорим – стихотворение, строки которого связаны одной повторяющейся рифмой. Пауза – выразительное средство звучащей речи: перерыв в звучании. Перенос – выразительное средство стиха: несовпадение синтаксических и стиховых пауз. Повтор – повторение звуков, слогов, выражений, морфем, грамматических свойств слов и предложений в стихах и прозе. Фигурные стихи – стихотворение, строки которого образуют какую-либо фигуру. Учебно-методическое обеспечение: Учебно-методический комплект: - Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности», учебник для общеобразовательных учреждений (5 – 9 класс) Дрофа. Москва 2003 г.
- Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словестности». Методические рекомендации к учебнику Дрофа. Москва 2000 г.
- Горшков А.И. «Русская словесность» учебное пособие для учащихся. Просвещение. Москва 1995 г.
Список литературы для учителя: - Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности» (методические рекомендации к учебникам «Русская словесность» 5 – 9 класс) Москва. Дрофа 2000 г.
- Волков С. «Стихи: читаем и считаем». Приложение к газете 1 сентября. «Литература» № 24 2003 г.
- Горшков А.И. «Русская словесность» (учебное пособие для учащихся), Москва, Просвещение 1995 г.
- Каганович С.А. «Обучение анализу поэтического текста», «Русское слово» Москва, 2006 г.
- Карнаух Н.Л. Щербина И.В. «Письменные работы по литературе, 9 – 11 классы» Дрофа, Москва 2003 г.
- Львова С.И. «Уроки словесности в 5 – 9 классах», Дрофа, Москва.
- Маймин Е.А. «Опыты литературного анализа, «Просвещение», Москва 1972 г.
- Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением» Москва Высшая школа 1990 г.
- Тимофеев Л.И. «Основы теории литературы», Просвещение, Москва 1971 г.
Список литературы для учащихся: - Альбеткова Р.И. «Русская словесность» учебник 8 – 9 класс. Дрофа, Москва 2003 г.
- Доронина Т.В., Францова Н.В. «Анализ стихотворения» (учебное пособие для школьников и абитуриентов) Издательство «Экзамен» Москва, 2004 г.
- Пирогова Л.И. «Словесные игры по русскому языку и литературе» Издательство «Школьная пресса», Москва 2004 г.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|