Преподавание русского языка Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.10.30 Просмотров: 940 Есина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Познавательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Приёмы: “кластеры”, ключевые термины, “поиск”. Ход урока Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “СПП с несколькими придаточными”. К доске для разбора предложений идут двое учащихся, а с кластерами будут работать ещё двое учащихся. Ваша задача сделать синтаксический разбор предложений, расставить знаки препинания, а ваша показать порядок разбора предложений: простого и сложного. Порядок разбора сложного предложения: (По цели выск.- по интонации – по наличию грамм. основ(сложное) – по наличию союзов – ССП, СПП, БСП – состоит из ? простых) Порядок разбора простого предложения: (По цели выск. – по интонации – по наличию грамм. основ(простое), по наличию гл. чл. (двусост. или односост.), по наличию втор. чл., полное или неполное, чем осложнено). Россия переживёт муки, унижения, разделения; и она, несомненно, выйдет из этих унижений. (А.Блок “Интеллигенция и революция”). (Повеств., невоскл., сложное, союзное, ССП, сост. из двух простых). Передо мной Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой. (А.Блок “Интеллигенция и революция”). (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, состоит из двух простых). Стадия вызова. I. На доске записаны “ключевые термины”. Опираясь на них, составьте правила о предложении: простом, ССП, СПП. (ключевые слова: простое предложение, подчинительные союзы, сочинительные союзы, союзные слова, интонация, главное предложение, придаточное предложение). Учащиеся составляют правила. II. А теперь работаем в парах. Задайте по три вопроса (“толстых” и “тонких”) друг другу. Но помните правило о толерантности (ученик читает вслух), (работают в течении 2-3 мин.) Время работы в парах прошло. Пожалуйста, задайте от каждой пары по 1 вопросу (не повторяться!). “Толстые” и “тонкие” вопросы: - на какой вопрос отвечают придаточные определительные? III. Слушаем отвечающих у доски. 1) работа с кластерами: а) простое предложение; 2) работа со сложными предложениями: а) ССП; IV. Разбор предложения всем классом. Когда выехали со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и приглядывался, куда гость поедет. (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП, состоит из 4-х простых, СПП с параллельным и последовательным подчинением). Стадия осмысления. V. А теперь, ребята, ещё раз обратите внимание, что кроме запятой в ССП ставится и точка с запятой (в 11 классе изучим постановку тире). Также и в СПП ставится точка с запятой между придаточными. А сейчас работаем с предложениями, записанные под буквами АБВГД. (Дети читают предложения вслух). Найдите среди них то, которое будет иметь придаточное, соединённое точкой с запятой (знаки препинания не расставлены). Помните, при каком условии ставится ; в ССП (повторить!). Разбирая каждое предложение, вы выделяете грамматическую основу, составляете схему, указываете вид придаточных и подчинения. (Кто справился, тот выходит к доске и выполняет задание) Вам встретилось слово ПАРАДОКС. Знаете ли вы значение этого слова? (Парадокс – А. Это риторическое оружие, научиться владеть которым также сложно, как сложно научиться владеть фехтовальщику шпагой. (Догма – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах). ЗАДАНИЯ. VI. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Ключ на доске).(ответ – ВГАБД) Подведём итог. Сегодня на уроке мы повторили:
На уроке мы столкнулись с постановкой ; в СПП, ещё раз повторим, когда ставится ; в СПП. Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений есть уже запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой. Учащиеся находят и читают правило в учебнике. Вывод: В СПП ; ставится при таких же условиях, как в ССП, т.е. если простые предложения в составе сложного распространены и внутри этих предложений есть уже запятые. 1. Какие средства связи использованы в предложениях?
2. Укажите значение слова ДОГМА (предложение Г)(ответ -2)
Рефлексия. А теперь обратимся к домашнему заданию, которое является подготовкой к письменному экзамену. Вы разбирали текст N 52 из сборника текстов изложений. К этому уроку должны были подготовить элемент сочинения к тексту. Сейчас перестройте простые предложения ваших сочинений на ССП и СПП, но так, чтобы в предложениях перед придаточными были не только запятые, но и точка с запятой. При работе используйте памятку по союзам и памятку по стилистике. (Дети читают памятку). Ученики записывают перестроенные предложения в рабочий листок учащегося. Домашнее задание: Найти и выписать из произведений художественной литературы сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Список литературы:
Приложение 1 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |