Преподавание русского языка Открытый урок русского языка в 9-ом классе по теме "Пунктуация сложных бессоюзных предложений"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.10.29 Просмотров: 930 Карпенко Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы По типу – обобщающий урок, исходя из дидактических целей. По форме проведения – традиционный урок. Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить ЗУН учащихся по синтаксису сложного бессоюзного предложения, совершенствовать пунктуационные умения и навыки по изученной теме. Задачи урока:
План урока:
Оборудование: литературные тесты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мертвые души»), таблицы-опоры к выборочному диктанту, материалы по тестированию, тетрадь, учебник, классная доска, заранее подготовленная к уроку. Формы работы:
Методы:
Ход урока 1. Организационный момент. (1 мин.) 2. Беседа. (2 мин.) - Ребята, с каким из видов сложных предложений мы познакомились на предыдущих уроках? (СБП). Эта тема – одна из трудных в курсе 9 класса. И для её успешного усвоения необходимо опираться на знания и навыки, которые получены вами при изучении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. - Как вы думаете, почему? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.) - Ребята, сегодняшний урок – это урок-обобщение ранее изученных знаний. Поэтому цель нашего урока – обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении. 3. Объяснение нового домашнего задания. (2 мин.) Найти и записать 4 пословицы, которые являются СБП, определить в них смысловые отношения между простыми в составе сложного. (Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель отмечает отсутствующих). 4. Анализ материала, изученного по теме. Синтаксический разбор предложения (1 ученик разбирает предложение у доски). (2 мин.) Весна, конечно, движется: в пруду, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись, урчат вполголоса. 5. Актуализация знаний (фронтальный опрос). (3 мин.) - Какие предложения называются сложными бессоюзными? - Какими бывают смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме? - Для выражения каких смысловых отношений ставится в СБП запятая, точка с запятой, двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти отношения? (Примеры из домашнего упражнения). 6. Закрепление изученного материала по теме. (16 мин.)
- Какие способы проверки знаков препинания в СБП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными). - Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными. - Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. (3 предложения записаны на доске заранее). А) Любите книгу, так как она откроет вам много интересного. Б) Я повторил приглашение, но он ничего не ответил. В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет. А) Любите книгу: она откроет вам много интересного. (Ставится двоеточие, т.к. второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.) Б) Я повторил приглашение - он ничего не ответил. (Ставится тире, т.к. содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.) В) Было решено отправиться пораньше, мы встали чуть свет. (Ставится запятая, т.к. в предложениях перечисляются одновременно происходящие явления.)
А) По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой. Б) Метелица поднялся на бугор: слева по-прежнему шла черная гряда сопок. В) Много пчел на желтой акации – жди дождя.
- Ребята, следующая работа выполняется вами самостоятельно. Вам необходимо дописать предложения, исходя из смысловых значений, указанных в скобках. Задание выполняется по вариантам. 1 вариант (для сильных учащихся) А) Мы хорошо отдохнули… (следствие). Б) Вчера нам сказали… (дополнение). В) Здесь нельзя проехать… (причина). 2 вариант (для слабых учащихся) А) Нас охватило чувство страха… (причина) Б) Я давно написал письмо… (противопоставление). Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на доске схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания.
- Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации проведем выборочный диктант.
Ответы:
7. Анализ примеров сложных бессоюзных предложений в произведениях писателей и газетных материалах (доклад учащегося). (5 мин.) - Ребята, как вы думаете, СБП чаще используются в устной или письменной речи? (Письменной). Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Какой вы сделали вывод? Какие знаки препинания в этих предложениях чаще всего ставили писатели 19 века? Доклад учащегося: Проанализировав примеры бессоюзных предложений в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой. - Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях. Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире». - Ребята, какой же можно сделать из этого вывод? (Современная литература стала более рациональной, так как нынешнее поколение меньше уделяет внимание правильному выражению своих мыслей и чувств, эмоций, следовательно, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания – это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств). 8. Индивидуальная работа с литературным текстом. (4 мин.) - Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка» и в 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин». Результаты самостоятельных наблюдений учащихся: В 1 абзаце 2 главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - 8 простых предложений и 2 сложных. В 40, 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» - все предложения сложные. 9. Контрольное тестирование. (4 мин.) - Следующий этап урока - контроль знаний. Проведем контрольное тестирование. В левом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а в правом – тире. 1 вариант
Ответы:
2 вариант
Ответы:
10. Подведение итога урока. (2 мин.) - Что мы сегодня вспомнили на уроке? - Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.) - Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо 11. Выставление оценок. (2 мин.) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |