1. Организационный момент. Нацеливание. Мотивация Декларация. НИИ имени “Числительного” Лабиринт Лаборатория. Лабораторная работа Улица “Историческая” Улица “Лексическая” Словарный” переулок. Улица “Творческая” Рефлексия Итоги урока Домашнее задание | – Добрый день, ребята. Мы закончили изучение темы “Числительное” и как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься? – Верно, сегодня у нас с вами обобщающий урок по этой теме. А для чего нужно повторять и обобщать изученное? – Откройте тетради, запишите число и тему урока. – Что обычно делают на уроке – повторения? Скучно? Неинтересно? – А нас с вами сегодня ожидает урок – путешествие. Представьте, что где-то есть город, который называется …Числительное. Вот он, перед вами. Нравится? – Все вы знаете, что в путешествия отправляются люди смелые, дружные. Для нас это своеобразная проверка не только знаний, но и умения работать дружно и слаженно. Работать вы будете в группах. – При въезде в город нас ожидает таможенный контроль багажа наших знаний. Заполните, пожалуйста, декларации, которые лежат на ваших столах.Декларация. Прочитайте высказывание, если оно кажется вам верным, поставьте “+”, неверным, поставьте “ -” в первой колонке. Расставьте каждый самостоятельно, обсудите в группе, что у вас получилось. Верно ли, что… - От числительных нельзя образовать слова других частей речи
- Слово “двойка”– это имя числительное
- Слово “миллион” в переводе на русский язык означает “тысячища”
- Имена числительные используются в разных стилях речи
- Числовое значение имеют только имена числительные
- Имена числительные в предложении всегда бывают второстепенными членами предложения
- Имена числительные отвечают только на вопрос “сколько”
- Чтобы сосчитать до тысячи, нужно использовать всего-навсего 37 слов
- Числительное как часть речи существовало ещё в древнерусском языке.
- Слова первый и последний относятся к именам числительным
– Итак, у нас с вами появились нерешённые, спорные вопросы. Давайте будем решать их в ходе путешествия. – А начнём мы с центральной площади. Как вы думаете, почему? – Здесь располагается НИИ имени “Числительного” и, как вы правильно догадались, именно здесь содержится вся основная информация о числительном. В этом институте под пристальным вниманием учёных находятся хорошо известные вам и ещё не совсем известные сведения о числительном. – Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по пройденной теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания и умения. Каждая группа получила вот такой бланк. Заполните пустые графы. Здесь же вы видите перечень заданий, которые вам предстоит выполнить, и количество баллов за правильное выполнение, а также соотношение набранных баллов и оценки. – Работа выполняются в тетрадях и лабораторных бланках (в зависимости от задания). Не забудьте о сигналах. – Есть ли у вас какие – либо вопросы? – Итак, мы приступаем к выполнению работы. Желаю всем успехов! – Все вы знаете, что НИИ – это здание с множеством лабораторий, так называемый своеобразный лабиринт. Чтобы добраться до нужной нам лаборатории, необходимо открыть кодовый замок, а для этого нужно расшифровать код секретной двери. Лабиринт. Расшифруйте код: замените числа и стрелки словами, впишите их в текст, и вы узнаете номер своей лаборатории и как к ней пройти. Ваш код: Поднимитесь на ___________________________этаж. Поверните ______________. Пройдите ______________ _______________поворот. На ____________________ сверните ____________________. Отсчитайте _______ ______________________дверь от конца. Номер вашей лаборатории _________________________. – Давайте узнаем номера ваших лабораторий. – Итак, код расшифрован, войдем в лабораторию. – Но прежде, чем мы приступим к работе, необходимо в нашей лаборатории “навести порядок”. – Как можно навести порядок? В чём будем наводить порядок? – Верно, порядок в знаниях о числительном. – Как это можно сделать? – С помощью чего? Такая работа позволит нам привести в систему знания о числительном. “Лаболратория”. 1–2 группа. Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Количественным числительным 3–4 группа. Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Порядковым числительным 5–6 группа. Составить опорную схему – конспект (Кластер или граф) по Собирательным числительным – Расскажите по схемам о числительном. – А сейчас попробуйте применить полученные знания, выполняя следующие задания лабораторной работы. Задание №1. Цифровой диктант. Определите разряд числительного: П,К, С. Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж. Задание №2. Игра “Эскалатор”– Определите числительное простое, сложное или составное. - шесть
- одиннадцать
- сорок
- двадцать пять
- пятьсот
- семьдесят
- сто сорок один
- девять
- тысяча девятьсот шестой
- триста шестьдесят
Задание №3. Сделайте синтаксический разбор предложений. - Мы выиграли первый и второй раунд.
- Четверо ребят не успели на поезд.
- Занятия в школе начинаются в восемь часов.
- В трёх километрах то нашего дома построили спортивный комплекс.
Химические опыты. – Теперь мы переходим непосредственно к химическим опытам. – Их всего три. Опыт №1. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым числительным. 365 дней (Р.п.)_________________________________ 143 посылки (П.П.)______________________________ 777 цветов (Т.п.)________________________________ 1969 год (Т.п.) _________________________________ Опыт №2. Высчитайте результат и запишите примеры словами. 3 ¼ + ¾ = 7 1/6 + 4/6 = 5 4/5 – 3 1/5 = 10 3/7 – 5 1/7= Опыт №3. Тестовое задание (выполняется каждым учеником) – Такое задание поможет каждому из вас проверить степень усвоения материала. А1. Найдите числительное - Двойной
- Утроить
- Семёрка
- Пятый
А2. Какое из утверждений является неверным? - Имя числительное обозначает число, количество предметов или их порядок при счёте.
- Имя числительное – служебная часть речи.
- Числительные отвечают на вопросы сколько?, который?
- Имя числительное изменяется по падежам.
А3. Найдите составное числительное. - Пятнадцатого
- Двухмиллионный
- Пятисотый
- Двести сорок пять
А4. Найдите ошибку. - С пятидесятью рублями
- У трёхсот детей
- Более девятисот человек
- Почти семьсот рублей
А5. Укажите ряд, в котором все числительные количественные: - Пятый, семьдесят, шесть вторых, семисотый, десятый, четыре, тридцать седьмой.
- Семьдесят восемь, одиннадцать, семь, сто восемь, сто тысяч двести, девять, восемьсот.
- Два, миллион, четвёртый, тридцать семь, восемьсот, сорок пять, четырнадцать.
- Третий, сто двадцатый, шесть, семнадцать, девяноста, шесть вторых, тысяча девятьсот двадцать два.
А6. Укажите ряд, в котором все числительные собирательные: - Четыре окна, трое друзей, две подруги, обоим мальчикам.
- Обе мартышки, четверо саней, трое сапог, двое докторов.
- Два цыплёнка, двое щипцов, четверо медвежат, трое саней.
- Трое мальчиков, с обеих улиц, четверо человек, восемь детей.
А7. Укажите ряд, в котором все числительные порядковые. - Четырёхсотый, первый, сто десятый, двенадцать.
- Пятеро, шесть, седьмой, одиннадцать, три.
- Седьмой, тысяча сорок пятый, семьсот пятьдесят девятый.
- Семьсот шестьдесят первый, сороковой, третий, восемь.
Химический анализ. Сделайте морфологический разбор указанного числительного. За час сердце перекачивает около трёхсот литров крови, а за сутки – свыше семи тысяч, за год – два миллиона пятьсот тысяч, а за семьдесят лет жизни – сто пять миллиардов литров. – Вот вы и справились с поставленной перед вами задачей. Лабораторная работа выполнена . Просчитайте количество набранных вами баллов и соотнесите с таблицей оценок. – Мы выходим из НИИ и отправляемся на улицу “Историческую”. – Как вы думаете, почему она так называется? Чем мы будем заниматься? Что можем узнать? – Верно, мы познакомимся с происхождением некоторых числительных. Улица “Историческая”. – Вам необходимо составить текст – рассказ о происхождении числительного. Работать вы будете в группе. У каждого члена группы карточка с одним предложением. – Послушаем, что у вас получилось. – Следующая улица “Лексическая”. – Какие у вас предположения о том, как числительное связано с лексикой? – Действительно, числительные очень часто используются в речи, особенно образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные. Мы уже не говорим о фразеологизмах! Улица “Лексическая”. – Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение. Всыпать по первое число – Знать очень хорошо Пятое колесо в телеге – Очень много (наговорить, наобещать) Как две капли воды – Через посредников (узнать) До седьмого пота – Высшая степень радости На все четыре стороны – Сразу Как свои пять пальцев – Наказать по всей строгости С три короба – Лишний, ненужный в деле На седьмом небе – Очень похожи Из третьих уст – Куда угодно (идти, прогонять) За один присест – Очень много и долго – А теперь заглянем в “Словарный” переулок. – Думаю, что все уже догадались, что речь пойдёт о правописании. Но совсем не о правописании числительного. – Здесь, в этом переулке, живут слова с непроверяемыми орфограммами. А запомнить их правописание нам помогут числительные. – Всмотритесь в эти слова и найдите в них буквосочетания, совпадающие с написанием некоторых числительных. Патриот Сторона Пистолет Трикотаж Трибуна | Триумф Чистота Столичный Семья Сорока | – Вы ещё лучше запомните написание этих слов, если придумаете какие-нибудь забавные фразы из сочетаний букв или слогов, входящих в их состав. Например: Пистолет служил сто лет. Три кота купили трикотаж и сшили из него аж три трико. – Что у вас получилось? Зачитайте – Последняя улица, на которой мы с вами ещё сегодня побываем, будет “Творческая” – Давайте-ка на минутку представим себе, а “Что могло бы быть, если бы числительные исчезли из нашей речи?” – Послушаем, что у вас получилось. – Нам пора заканчивать наше путешествие. На выходе из города нам снова предстоит пройти через таможенный пост и проверить, увеличился ли наш багаж знаний. Возьмите вновь декларации и заполните в них вторую колонку. – Какой вывод вы можете сделать? – На какие вопросы мы не нашли ответ? Это и будет вашим домашним заданием. Домашнее задание: - Сочинение – рассуждение на тему “Знаете ли вы, что…”, “Зачем нам нужны числительные?”
- Вопросы, на которые не нашли ответ
- Творческая работа на ½ альбомного листа “Моя считалка”, “Моя пословица”, “Моя поговорка”
| Слайд 1. Тема урока: Обобщающий урок по теме “Числительное” Слайд 2. Вид города. Бланки на столах. 1 – номер группы красный – нужна помощь зелёный – готовы отвечать. У каждого ещё свой сигнал – Верно-неверно Слайд 3. Карта города. Заполняем бланк “Верно – неверно”. Слайд 4. Фото НИИ, лабораторий и т. д. Работа в парах, проверка в группах. Проверка вслух всех предложений. В это время каждый ученик проверяет на слух и поднимает карточку – сигнал “Верно – неверно” Работа в группах На доску вывешиваются все варианты схем. Идёт рассказ о числительном. Слайд 5. – вариант кластера Самопроверка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С К С К П К С П С П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 п с п С с с С п С С п – простое с – сложное (Т.е. состоит из двух основ) С – составное (т.е. состоит из двух и более слов) Проверка в группе – консультантом Слайд 6. Проверка по слайду Работа в парах Проверка в группах Работа в парах Проверка в группах Выполняется индивидуально Проверяется по слайду Слайд 7. Работают в группе Проверка на слух Слайд 8. Работа в группе. У каждого члена группы – карточка с одним предложением. Составить текст – рассказ о числительном. Слайд 9. Работают в группах Проверка на слух Слайд 10. Работают в парах, в группе. Придумывают предложения Слайд 11. Пишут сочинение – миниатюру. Зачитываем у каждой группы, оцениваем хлопками. Таблица “Верно – неверно” Слайд 12. |