Преподавание русского языка Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.10.15 Просмотров: 1005 Алякина Елена Петровна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Ход урока 1. Исследование текста. Задание: Прочтите текст, найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выпишите из них глаголы и определите, в какой форме они употреблены. Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений? (Слайд 2) (Слайд 3) Омлет с сыром.
Ответы учащихся:
(Слайд 4) 2. Проанализировать информацию на слайде Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.
Вывод о строении о/л предложений:
3. Анализ текста: (Слайд 5) определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения. Не жалею, не зову, не плачу, Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., настоящего времени. Стиль этого текста – художественный. 4. Работа в группах. Создаются три группы, которым предлагается задание исследовать текст:
1 группа: Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошел ко мне со своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее». Швабрин побледнел как мертвый. «Государь, - сказал он дрожащим голосом… - Государь. Она не под караулом … она больна… она в светлице лежит». «Веди ж меня к ней», - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал. Швабрин остановился на лестнице. «Государь! – сказал он. – Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей». Я затрепетал. «Так ты женат!» - сказал я Швабрину, готовяся его растерзать. - Тише! – прервал меня Пугачев. Это мое дело. А ты, - продолжал он, обращаясь к Швабрину - не умничай и не ломайся: жена она тебе или не жена, а я веду к ней кого хочу. Ваше благородие, ступай за мною. - Назвать произведение, из которого взят этот отрывок. - Назвать главных героев повести. - Найти в предложениях обращения, с какой целью они употреблены? Являются ли обращения членами предложения? Найти в тексте устаревшие слова и подобрать к ним синонимы. 2 группа Этот почтенный гражданин находился уже на исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом. Он почувствовал. Как будто бы с него разом свалилось десять пуд; Иван Яковлевич даже усмехнулся. Вместо того чтобы идти брить чиновничьи подбородки, он отправился в заведение с надписью: «Кушанье и чай», как вдруг заметил в конце моста квартального надзирателя благородной наружности, с широкими бакенбардами, в треугольной шляпе, со шпагою. Он обмер; а между тем квартальный кивал ему пальцем и говорил: - А подойди сюда. Любезный! Иван Яковлевич, зная форму, снял издали еще картуз и, подошедши проворно, сказал: - Желаю здравия вашему благородию! - нет, нет, братец, не благородию; скажи-ка, что ты там делал, стоя на мосту? - Ей-богу, сударь, ходил брить, да посмотрел только. Шибко ли река идет. - Врешь, врешь! Этим не отделаешься. Изволь-ка отвечать! - Я вашу милость два раза в неделю, или даже три, готов брить без всякого прекословия, отвечал Иван Яковлевич. - Нет, приятель, это пустяки! Меня три цирюльника бреют, да еще и за большую честь почитают. А вот изволь-ка рассказать, что ты там делал? - Назвать произведение, из которого взят этот отрывок. - Кто является главным героем произведения? - Найти в тексте устаревшие слова. С какой целью они использованы? Можно ли подобрать к ним синонимы из современного русского языка. 3 группа «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба…. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…» - Назвать произведение, из которого взят этот отрывок. - Назвать имя главного героя. - Найти в тексте слова, которые употребляются в разговорной речи. - Как они характеризуют главного героя? 5. Подведение итогов урока. - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? - Какие предложения называют определенно-личными? - В каких стилях речи могут использоваться определенно- личные предложения? (Слайд 6) Дифференцированное домашнее задание: Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно) другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложения. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |