Преподавание русского языка Урок–аукцион знаний по русскому языку "Состав слова". 4-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1287 Карамзина Людмила Алексеевна, учитель начальных классов Цель урока: Проверить теоретические знания по теме «Состав слова», учить работать в группах. Должны знать что называется:
Должны учить:
Ход урока Вступление учителя Сегодня у нас с вами урок-аукцион. Кто из вас знает: что такое аукцион? - Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто заплатит больше других. - Итак, для продажи будут выставлены несколько «предметов» («вещей») – грамматической категории по теме Состав слова.
Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории. В диалоге «На торгах» в качестве одного ответа каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду. На «продажу» сегодня выставлены поистине бесценные «вещи». Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружеская работа в команде. Ассистентом аукциона будет Клара Васильевна (библиотекарь школы). Она будет вести подсчет баллов. Ι. Предварительный «залог-задание» На столе лежат два листа с заданиями. Капитаны выбирают задания и команды приступают к выполнению. Время ограничено (30 сек). -Используя все буквы составить слово-название команды. ОЧАТК (точка) АЗПЯТЯА (запятая) ΙΙ. Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на торгах. - Итак команды получили название и доказали свою состоятельность для участия в аукционе. - В «Аукционе знаний» участвуют (встают) команда «Точка» и команда «Запятая». ΙΙΙ. Открытие «Аукциона знаний» - Звучит удар гонга. - Первая «вещь» на продажу. Ассистент вносит табличку Т: - Что называется корнем? З: - Может ли корень быть основой? З: - Какие слова в русском языке называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень). Т: - Какое слово лишнее? Гром, громадный, громкость, громкий. З: - Какое слово лишнее? Мышь, мышка, мышонок, смышленый. Т: - (табличка) – это... З: - Какие бывают приставки? (по, под, пере, об, за, при, про, в, над, от, на). Т: - Как найти в слове приставку? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой). Например: поговорка – говор, договор, проговорить. - Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать? (Приставка – это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня. Например: пришел, зашел, поговорил, посмотрел). - Как отличить приставку от предлога? (Предлог – это слово, пишется раздельно. Приставка – значимая часть слова, пишется слитно.) Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить. - Табличка - это ... - Какие суффиксы встречаются в русском языке? –тель (строитель), -ак (рыбак), -ок (стрелок), -чик (летчик),щик (каменщик), -очк (девочка), -ок (снежок), -к (кружка), -ость (радость), -ыш (малыш), -ек (орешек), -ик (стулик), -еньк (маленький). - Подберите однокоренные слова с разными суффиксами. Например: Москва-Москвич-Москвичка-Москвичи. Подберите к слову Якутск-Якутянин-Якутянка-Якутянки-Якуты ΙV. Физминутка «Игра с приставками» а) Я буду называть вам только приставки, а вы побробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В-!. Что вы сделаете? - (включим телевизор) - А если скажу: Пере-? (переключим на другую программу) - Вы- (выключим) б) Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо-? - (Пододвинемся к вам вместе со стульями) - А если я скажу: -Ото? - (Тогда отодвинемся) - Какой вывод можно сделать из этой игры? (Каждая приставка несет определенный смысл). Именно поэтому мы прекрасно понимаем друг друга. V. Продолжение торга. - – это... - Назовите слова с окончанием –а (трава, сова) - Назовите слова с нулевыми окончаниями (читал, чайник, писатель) - Составьте предложения со словами:
Итог. Без окончания мы не можем составить никакие предложения. - – это... - Из каких частей слова состоит основа? (приставка, корень, суффикс) - Главная часть основы это... корень. - Подберите слова по схеме: основа, приставка, корень (побег, разбег, поход, заход). - Подберите слова по схеме: основа, корень, суффикс (огонек, кружок, дружок, ключик). VΙ. Отсчет баллов. VΙΙ. Стихотворение о Зиме VΙΙΙ. Отгадай слово: его корень в слове писать, приставка - рассказать, суффикс - книжка, окончание - вода (расписка). Его корень в слове вязать, приставка - помолчать, суффукс - сказка, окончание - рыба (повязка). ΙΧ. Подведение итогов. - Когда торг определен, проданная «вещь» устанавливается на столе команды «купившей» ее. - С команды, проигравшей в торге, взимается «комиссионный сбор». Для этого участники команды исполняют номер художественной самодеятельности: песню, танец, частушку. Χ. Вручение дипломов: - «За лучшее знание русского языка в аукционе знаний по русскому языку». - «За активное участие в аукционе знаний по русскому языку». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |