Преподавание литературы
Урок литературы в 11-м классе по теме "Особенности раннего творчества Осипа Мандельштама"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.10.04
Просмотров: 1104
Леонтьева Лидия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цели: - выявить особенности раннего творчества Мандельштама:
- твёрдый взгляд на вещи;
- обращение к культуре прошлого;
- свойственность считать архитектуру родственной литературе;
- научить осваивать историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия (символизм, акмеизм);
- формировать общие представления об историко-литературном процессе;
- развивать представления о специфике литературы в ряду других искусств (архитектура);
- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного направления (акмеизм);
- развивать образное и аналитическое мышление, читательский интерес учащихся, художественный вкус, устную речь учащихся.
- совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
- воспитывать уважение к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
Оборудование: Цитаты из статей Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма» и В. Брюсова «Ключи тайн», оформленные на плакатах; высказывание Осипа Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить»; фотографии Храма Святой Софии в Стамбуле, храма Собора Парижской Богоматери, портрет О.Э.Мандельштама. Слайды к уроку. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя 1. Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего-то страшного. Но настоящие стихи настоящих поэтов всегда даруют читателям встречу с истинным – высоким и прекрасным – искусством. Сегодня мы начинаем разговор о поэте, личность которого достойна восхищения это – О.Э. Мандельштам. Поэт родился в 1891 году в Варшаве, вырос в Петербурге. Окончил Тенишевское училище. Учился на романо-германском отделении филологического факультета Петербургского университета. Увлекался французскими символистами, любил лирику Батюшкова и Тютчева. Первые стихи опубликовал в 1910 году в журнале «Аполлон». Дружил с Н. Гумилёвым и А. Ахматовой. В числе акмеистов входил в объединение Цех Поэтов. С новой властью в России не смирился. В 30-е годы не побоялся сказать правду о Сталине и его окружении. Первый раз был арестован в 1934 году, отбывал срок в Воронеже до мая 1937 года. Вскоре произошел второй арест. 27 декабря 1938 года погиб в лагере «Вторая речка» под Владивостоком. Сегодняшний урок посвятим раннему творчеству поэта. 2. Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает... – писал в статье «Наследие символизма и акмеизма» Николай Гумилёв, – На смену символизма идёт новое направление... акмеизм (от слова аксми – высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь...»1 (1913 год). Если сравнивать два направления в литературе и искусстве, символизм и акмеизм, можно увидеть две различные картины мира в представлении поэтов данных направлений. Символисты не принимают реальность – для них важен лишь мир мечты, отвлечённый, бесплотный. Читаем цитату из статьи В. Брюсова «Ключи тайн»: «Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого в мире всё просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где… порывание за пределы познаваемого, в жажде зачерпнуть хоть каплю».2 Акмеисты же принимают мир конкретных вещей, обыденность. Читаем цитату из статьи Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма»: «…Непознаваемое по самому смыслу этого слова нельзя познать. Вся красота, всё священное значение звёзд в том, что они бесконечно далеки от земли и ни с какими успехами авиации не станут ближе…Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма».3 То есть акмеистическое миросозерцание – это твёрдый взгляд на вещь. Чтобы подтвердить это, сравним два стихотворения: «Творчество» В. Брюсова (1895 г.) и «На бледно-голубой эмали» Мандельштама. ТВОРЧЕСТВО Тень не созданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне ... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. (1895 г) На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко, Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти. (1909 г) Рассуждения учащихся. Даже не зная имени автора первого стихотворения, мы сразу можем сказать, что написано оно символистом, так как всё стихотворение пронизано тайной: «тень не созданных созданий», «фиолетовые руки», «лазоревая луна», «руки» почему-то «чертят звуки», а не какие-либо знаки. У Мандельштама же мы видим чёткую картину: ветки берёз на фоне неба, напоминающие узор на фарфоровой тарелке. Если у Брюсова мы видим лишь фиолетовые руки творца, то у Мандельштама есть «художник милый». У Брюсова – отвлечённый, бесплотный мир символов, а у Мандельштама –конкретное, обыденное, «вещное» – ветки берёзы, тарелка. Таинственное объясняется через земное, обычное. Первая особенность – твердый взгляд на вещи. Учитель. Чтобы, говоря словами Н. Гумилёва, «не оскорблять своей мысли о непознаваемом более или менее вероятными догадками», Мандельштам пытается объяснить связь поэта с таинственным сверхреальным миром. (Читаем стихотворении «Я вздрагиваю от холода»). «Я вздрагиваю от холода – Мне хочется онеметь! А в небе танцует золото – предмет мира сверхреального Приказывает мне петь. Томись, музыкант встревоженный. Люби, вспоминай и плачь, И, с тусклой планеты брошенный. Подхватывай лёгкий мяч! предмет мира реального Так вот она – настоящая С таинственным миром связь! Какая тоска щемящая. Какая беда стряслась! Что, если, над модной лавкою Мерцающая всегда. Мне в сердце длинной булавкою Опустится вдруг звезда? (1912 г) Размышления учащихся. «Настоящая с таинственным миром связь» установлена тогда, когда непознанное становится познанным (небо ещё не познано: всё, что с ним связано, опасно (мне в сердце длинной булавкою опустится вдруг звезда). А вот предметы мира земного (тусклая планета – Земля) лирический герой принимает (подхватывай лёгкий мяч). Влечение к материальному привело поэта к акмеизму. Учитель. Вообще Мандельштаму свойственно всё делить на «моё» (конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное). Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, и чем я виноват. Что слабых звёзд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: «Который час?» его спросили здесь – А он ответил любопытным: «вечность». (1912 г) – Всё стихотворение построено на антитезе: поэт принимает конкретное, «вещное» (циферблат, час), противопоставляя это абстрактным понятиям (луна, вечность). Лирический герой Мандельштама стремится воспринимать мир осязанием (слабых звёзд я осязаю млечность). Учитель. Ещё одно стихотворение, подтверждающее то, что влечение к осязаемому, материальному, «вещному» миру привело Мандельштама к акмеизму. Я ненавижу свет Однообразных звёзд. Здравствуй, мой давний бред – Башни стрельчатой рост! Кружевом, камень, будь, И паутиной стань: Неба пустую грудь Тонкой иглою рань. Будет и мой черёд – Чую размах крыла. Так – но куда уйдёт Мысли живой стрела? Или свой путь и срок Я, исчерпав, вернусь: Там – я любить не мог, Здесь я любить боюсь. (1912 г) Размышления учащихся. В первой строфе снова чёткое деление на «моё» и «не моё». Поэт не принимает звёзды, как непознанное, называет их однообразными. Принимает высоту башни – творение рук человека. Вспоминаются слова Мандельштама: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, которые сами умеем построить». Учитель. А теперь обратим внимание на вторую строфу. Здесь проявляется ещё одна особенность Мандельштама-акмеиста. Вообще, по мнению Мандельштама, поэт – строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта материалом является слово. Как зодчий способен превратить грубый необработанный камень в прекрасное архитектурное сооружение, так и поэт может превратить слово в нечто красивое. Поэт говорил, что слова должны «играть всеми своими переливами в «весёлой» перекличке между собой, как камни в соборах.» Кстати, эта аналогия и определила название первого сборника «Камень». Обратимся к стихотворению «Айя – София». В этом стихотворении речь идёт о христианском храме, построенном во времена Юстиниана в Византийской империи, послушаем историю сооружения храма. Рассказывает заранее подготовленная ученица (Приложение 1). Стихотворение читает подготовленный ученик. АЙЯ-СОФИЯ Айя-София – здесь остановиться Судил Господь народам и цapям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи подвешен к небесам. И всем векaм – пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов, Позволила Эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и экседры, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего.. И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. (1912 г) Комментарий учителя. Базилика – прямоугольное здание, разделённое рядами колонн на три или пять проходов. Апсида – полукруглый выступ. Неф – продольный проход. Трансепт – поперечный проход. Поэт восхищается храмом, построенным ещё в 537 году, к его стенам прикасался Юстиниан, после падения Византийской империи турки-османы не посмели разрушить такую красоту. Храм по сей день стоит в Стамбуле, пережив народы и века, и ещё переживёт не одно поколение людей. Культура воспринимается Мандельштамом как связующее начало в истории. Отсюда третья особенность его ранней лирики – обращение к культуре прошлого. Прочитаем ещё одно стихотворение «Notre-Dame». Но прежде познакомимся с Готическим стилем в архитектуре. Рассказывает ученица (Приложение 2). Стихотворение читает подготовленный ученик. NOTRE DАМЕ Где римский судия судил чужой народ Стоит базилика, и – радостный и первый Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам. (1912 г) Размышления учащихся. Кому уподобляется собор в первой строфе? (Человеку (нервы, мышцы)). Однако собор – это творение рук человека, сооружение выполненное с абсолютной конструктивной точностью. Люди смогли воплотить свой «тайный замысел» – превратить камень в произведение искусства, в сложнейшую конструкцию, – о чём свидетельствует содержание второй строфы. Но эта конструкция соединяет в себе и рациональное, и непостижимое, о чём свидетельствует третья строфа, построенная на антитезе: стихийный, непостижимый – рассудочная; мощное и тончайшее; мощь – робость, тростинка – дуб. Причём в единой конструкции Notre-Dame, переплетены знаки прошлых культур: «римский судия» – знак Римской империи, «Адам» – первый человек на Земле, «душа готическая» – Средневековье, «Египетская мощь» – Древний мир, «христианства робость» – всё это изучает человек современный, живущий в пространстве культуры, сформированном многочисленными эпохами. В заключительной строфе стихотворения чётко просматривается особенность Мандельштама считать архитектуру родственной поэзии. …из тяжести недоброй И я, когда-нибудь, прекрасное создам... 3. В ходе урока мы выяснили три особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама: 1) твердый взгляд поэта на вещи: четкое деление на «моё»(конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное); 2) свойственность считать архитектуру родственной литературе; 3) обращение к культуре прошлого. Домашнее задание: На следующем уроке мы поговорим о послереволюционном творчестве Мандельштама, поэтому дома вы должны прочитать стихотворения «Век», «За гремучую доблесть грядущих веков...». Подумать, как в этих стихах Мандельштам рисует образ эпохи, почему Век – раненый зверь превращается в Век – волкодав. Прочитать статью «Поэт и время» в учебнике (2-я часть, с. 84-87). Презентация 1 Агеносов В.В. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений в двух частях. – М. 1997. – Т.1 – С. 95. 2 Там же. – С. 32. 3 Там же. – С. 96.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|