Преподавание русского языка
Урок развития речи по русскому языку "Ф.П. Решетников "Опять двойка"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.09.29
Просмотров: 989
Антонова Тамара Владимировна, заместитель директора по УВР Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. “Русский язык 5 класс” Продолжительность: 40 минут. Тип урока: развитие речи, объяснение нового. Технологии: элементы технологии развивающего обучения, ИКТ. Цели: образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает основную мысль картины, подготовиться к описанию изображенного на картине; развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную и письменную речи; воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, познавательный интерес к искусству, трудолюбие. Задачи урока: познакомиться с фактами биографии художника, совершить заочную экскурсию в музей Ф.П.Решетникова, рассмотреть картины Ф.П.Решетникова, подготовиться к описанию картины. Приложение 2 Знать: факты из жизни автора картины, его произведения, строение сочинения, соразмерность его частей. Уметь: определять жанр картины, основную мысль, отбирать факты, необходимые для вступления, основной части и заключения сочинения, правильно соизмерять части сочинения, уметь описывать жанровую картину. Оборудование: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), карта России, вопросник для работы учащихся дома. Ход урока 1.Орг. момент. 0,5 мин. | Цель: создание рабочей обстановки на уроке. | 2. Вступительное слово учителя. Приложение 1 Слайды 1,2. – Ребята, на осенних каникулах мы с вами планировали сходить классом в кинотеатр и в музей. Фильм мы посмотрели, а в музей не попали, поэтому сегодня я приготовила вам сюрприз: мы отправляемся на экскурсию в музей, посмотрим экспонаты, а потом поделимся впечатлениями в своих сочинениях. Делаем записи в рабочих тетрадях. Дата. Классная работа. Подготовка к сочинению. Цель урока (формулирует учитель). – рассмотреть, как художник раскрывает основную мысль картины, – подготовиться к описанию изображенного на картине. Задачи урока (формулируют ученики и учитель). – побывать в музее Ф.П.Решетникова, – познакомиться с фактами биографии художника, – увидеть картины Ф.П.Решетникова, – подготовиться к описанию картины. 4 мин. | Цель: мотивация на восприятие материала, пробуждение интереса к содержанию урока. Сюрприз – ключевое слово. | 3. Экскурсия. 10 мин. План. 1.Федор Павлович Решетников, факты из жизни. – Родился на Украине, в селе Сурско-Литовское, в семье иконописца. Рано осиротел. Рисовал с детства. Работал на железной дороге. Руководством был направлен на учебу в Москву. 1929-1934г.г. – занятия в Высших художественно-технических мастерских в Москве. Плавал на легендарном корабле “Челюскин” в качестве художника-репортера. Автор книг об Арктике. Воевал в годы Великой Отечественной войны. Автор картин о детях. Неоднократно был награжден сталинской премией. Слайды 3, 4. 2. Эрмитаж, Третьяковка, где выставлялись картины художника. Слайды 5, 6. 3. Екатеринбург (Показ на карте места расположения города). Дом – музей Решетникова (Беседа по слайдам). Слайды 7–15. 4. Обзор картин. Слайды 16–21 (Беседа по картинам). | Цель: познакомить учащихся с фактами из жизни автора картины, его произведениями. | 4. Работа над картиной “Опять двойка”. (В дальнейшем учащиеся работают с иллюстрацией в учебнике.) 22 – 24 мин. Слайд 22. 1. История создания картины. “Мысль написать картину родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину”, – писал Ф.П. Решетников. | Цель: познакомить учащихся с историей создания картины. | 2. Жанровая картина (передний, задний план, центр картины). Слайд 23. – Из каких планов состоит картина? – Расскажите, кто изображен на каждом из планов. – Какое событие в этой семье изображено на полотне? Запись в тетрадь “На полотне…” | Цель: дать представление о жанровой картине. | 3. Основная мысль. Слайд 24. Работа со словарными словами. Запись слов в тетрадь. – Эти слова близкие по значению или разные? (близкие, это синонимы) – Кто из героев огорчен? (сам мальчик) – Кто из героев опечален? (мама) – Кто из героев расстроен? (сестра) – Чтение строк из стихотворения Б. Заходера. – О чем эти строки? – Выражают они главную мысль картины или нет? – Таким образом, что приносят двойки и детям, и взрослым? Запись в тетрадь “Невесело приносить…” Пометьте на полях: ОМ – основная мысль. | Цель: словарной работой, анализом стихотворения подвести учащихся к самостоятельному определению основной мысли картины. | 4. Вступление. Слайд 25. – Из каких трех частей должно состоять сочинение? (Вступление. Основная часть. Заключение). – Эти части должны быть одинаковы по своему объему или разные? – О чем можно написать во вступлении к нашему сочинению? Используйте информацию, которую узнали на уроке. (Ответы учеников.) Запись в тетрадь 3-х вариантов начала сочинения. Федор Павлович Решетников – выдающийся русский художник. События из жизни детей становятся сюжетами для создания произведений литературы и живописи. У нас в классе прошел необычный урок русского языка. – Как можно продолжить каждое из вступлений? (Ответы учеников.) | Цель: формировать умение отбирать факты для вступления, используя полученную информацию. Работа в парах. | 5. Основная часть. Слайд 26. 1. Ученик – главный герой картины. – Какой возраст школьника? – О чем говорят его внешний вид, одежда, поза, выражение лица? – О чем говорит его потертый портфель? | Цель: помочь учащимся описать каждого героя, увидеть его роль в раскрытии основной мысли картины. | 2. Мама получившего двойку ученика. Слайд 27. – Что говорит о том, что мама – домохозяйка? – О чем говорят ее поза, выражение лица? – Какой вопрос читается в глазах мамы? | 3. Младший брат мальчика. Слайд 28. – Во что одет ребенок? – На чем он сидит? – Какие эмоции он испытывает? Почему? | 4. Сестра “виновника событий”. Слайд 29. – Что говорит о том, что девочка хорошо учится? – О чем говорят ее поза, выражение лица? – Из-за чего она переживает больше всего? | 5. Пес. Слайд 30. – Как художник изобразил собаку? – О чем говорит поза собаки? | 6. Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века. Слайд 31. Синий цвет стен, на стене висят часы с маятником, календарь. Ковер на полу. Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене. | Цель: рассмотреть цветовую палитру, которую использовал художник при создании картины как средство раскрытия замысла художника. | 6. Заключение. Слайд 32. 1. Средства живописи – способ раскрытия замысла картины. – Каким переживанием связаны все действующие лица? – Как об этом говорят их позы, выражения лиц? – Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)? (Запись в тетради). 2. Мое отношение к картине (Можно провести параллель со своей школьной жизнью). | 7. Рефлексия урока. Слайд 33. – Где мы с вами сегодня побывали? – С какими фактами биографии художника познакомились? – Какие картины Ф.П.Решетникова увидели? – Какие мысли возникли у вас о картине “Опять двойка”? 4 мин. | Цель: проверить усвоение материала учащимися. | 8. Домашнее задание. Написать сочинение по картине Ф.П.Решетникова “Опять двойка”, используя вопросник. 1 мин. | Цель: нацелить на выполнение домашнего задания. | Литература - Т.Л.Федорова 220 новых сочинений по картинкам из учебников русского языка. 5–9 класс.– Москва: ЛадКом, 2008.
- Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – Москва: Просвещение, 2008.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|