Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок развития речи по русскому языку "Ф.П. Решетников "Опять двойка"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок развития речи по русскому языку "Ф.П. Решетников "Опять двойка"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.09.29
Просмотров: 989

Антонова Тамара Владимировна, заместитель директора по УВР

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. “Русский язык 5 класс”

Продолжительность: 40 минут.

Тип урока: развитие речи, объяснение нового.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения, ИКТ.

Цели: образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает основную мысль картины, подготовиться к описанию изображенного на картине; развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную и письменную речи; воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, познавательный интерес к искусству, трудолюбие.

Задачи урока: познакомиться с фактами биографии художника, совершить заочную экскурсию в музей Ф.П.Решетникова, рассмотреть картины Ф.П.Решетникова, подготовиться к описанию картины.

Приложение 2

Знать: факты из жизни автора картины, его произведения, строение сочинения, соразмерность его частей.

Уметь: определять жанр картины, основную мысль, отбирать факты, необходимые для вступления, основной части и заключения сочинения, правильно соизмерять части сочинения, уметь описывать жанровую картину.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (Приложение 1), карта России, вопросник для работы учащихся дома.

Ход урока

1.Орг. момент.

0,5 мин.

Цель: создание рабочей обстановки на уроке.
2. Вступительное слово учителя. Приложение 1

Слайды 1,2.

– Ребята, на осенних каникулах мы с вами планировали сходить классом в кинотеатр и в музей. Фильм мы посмотрели, а в музей не попали, поэтому сегодня я приготовила вам сюрприз: мы отправляемся на экскурсию в музей, посмотрим экспонаты, а потом поделимся впечатлениями в своих сочинениях.

Делаем записи в рабочих тетрадях.

Дата.

Классная работа.

Подготовка к сочинению.

Цель урока (формулирует учитель).

– рассмотреть, как художник раскрывает основную мысль картины,
– подготовиться к описанию изображенного на картине.

Задачи урока (формулируют ученики и учитель).

– побывать в музее Ф.П.Решетникова,
– познакомиться с фактами биографии художника,
– увидеть картины Ф.П.Решетникова,
– подготовиться к описанию картины.

4 мин.

Цель: мотивация на восприятие материала, пробуждение интереса к содержанию урока.

Сюрприз – ключевое слово.

3. Экскурсия.

10 мин.

План.

1.Федор Павлович Решетников, факты из жизни.

– Родился на Украине, в селе Сурско-Литовское, в семье иконописца. Рано осиротел. Рисовал с детства. Работал на железной дороге. Руководством был направлен на учебу в Москву. 1929-1934г.г. – занятия в Высших художественно-технических мастерских в Москве. Плавал на легендарном корабле “Челюскин” в качестве художника-репортера. Автор книг об Арктике. Воевал в годы Великой Отечественной войны. Автор картин о детях. Неоднократно был награжден сталинской премией.

Слайды 3, 4.

2. Эрмитаж, Третьяковка, где выставлялись картины художника.

Слайды 5, 6.

3. Екатеринбург (Показ на карте места расположения города).

Дом – музей Решетникова (Беседа по слайдам).

Слайды 7–15.

4. Обзор картин.

Слайды 16–21 (Беседа по картинам).

Цель: познакомить учащихся с фактами из жизни автора картины, его произведениями.
4. Работа над картиной “Опять двойка”. (В дальнейшем учащиеся работают с иллюстрацией в учебнике.)

22 – 24 мин.

Слайд 22.

1. История создания картины.

“Мысль написать картину родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину”, – писал Ф.П. Решетников.

Цель: познакомить учащихся с историей создания картины.
2. Жанровая картина (передний, задний план, центр картины).

Слайд 23.

– Из каких планов состоит картина?
– Расскажите, кто изображен на каждом из планов.
– Какое событие в этой семье изображено на полотне? Запись в тетрадь “На полотне…”

Цель: дать представление о жанровой картине.
3. Основная мысль.

Слайд 24.

Работа со словарными словами. Запись слов в тетрадь.

– Эти слова близкие по значению или разные? (близкие, это синонимы)
– Кто из героев огорчен? (сам мальчик)
– Кто из героев опечален? (мама)
– Кто из героев расстроен? (сестра)
– Чтение строк из стихотворения Б. Заходера.
– О чем эти строки?
– Выражают они главную мысль картины или нет?
– Таким образом, что приносят двойки и детям, и взрослым?

Запись в тетрадь “Невесело приносить…”

Пометьте на полях: ОМ – основная мысль.

Цель: словарной работой, анализом стихотворения подвести учащихся к самостоятельному определению основной мысли картины.
4. Вступление.

Слайд 25.

– Из каких трех частей должно состоять сочинение? (Вступление. Основная часть. Заключение).
– Эти части должны быть одинаковы по своему объему или разные?
– О чем можно написать во вступлении к нашему сочинению? Используйте информацию, которую узнали на уроке.

(Ответы учеников.)

Запись в тетрадь 3-х вариантов начала сочинения.
Федор Павлович Решетников – выдающийся русский художник.
События из жизни детей становятся сюжетами для создания произведений литературы и живописи.
У нас в классе прошел необычный урок русского языка.

– Как можно продолжить каждое из вступлений?

(Ответы учеников.)

Цель: формировать умение отбирать факты для вступления, используя полученную информацию.

Работа в парах.

5. Основная часть.

Слайд 26.

1. Ученик – главный герой картины.

– Какой возраст школьника?
– О чем говорят его внешний вид, одежда, поза, выражение лица?
– О чем говорит его потертый портфель?

Цель: помочь учащимся описать каждого героя, увидеть его роль в раскрытии основной мысли картины.
2. Мама получившего двойку ученика.

Слайд 27.

– Что говорит о том, что мама – домохозяйка?
– О чем говорят ее поза, выражение лица?
– Какой вопрос читается в глазах мамы?

3. Младший брат мальчика.

Слайд 28.

– Во что одет ребенок?
– На чем он сидит?
– Какие эмоции он испытывает? Почему?

4. Сестра “виновника событий”.

Слайд 29.

– Что говорит о том, что девочка хорошо учится?
– О чем говорят ее поза, выражение лица?
– Из-за чего она переживает больше всего?

5. Пес.

Слайд 30.

– Как художник изобразил собаку?
– О чем говорит поза собаки?

6. Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века.

Слайд 31.

Синий цвет стен, на стене висят часы с маятником, календарь.
Ковер на полу.
Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене.

Цель: рассмотреть цветовую палитру, которую использовал художник при создании картины как средство раскрытия замысла художника.
6. Заключение.

Слайд 32.

1. Средства живописи – способ раскрытия замысла картины.

– Каким переживанием связаны все действующие лица?
– Как об этом говорят их позы, выражения лиц?
– Почему художник выбрал приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол, болотного цвета пальто ученика и т.д.)? (Запись в тетради).

2. Мое отношение к картине (Можно провести параллель со своей школьной жизнью).

7. Рефлексия урока.

Слайд 33.

– Где мы с вами сегодня побывали?
– С какими фактами биографии художника познакомились?
– Какие картины Ф.П.Решетникова увидели?
– Какие мысли возникли у вас о картине “Опять двойка”?

4 мин.

Цель: проверить усвоение материала учащимися.
8. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине Ф.П.Решетникова “Опять двойка”, используя вопросник.

1 мин.

Цель: нацелить на выполнение домашнего задания.

Литература

  1. Т.Л.Федорова 220 новых сочинений по картинкам из учебников русского языка. 5–9 класс.– Москва: ЛадКом, 2008.
  2. Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – Москва: Просвещение, 2008.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21