Преподавание литературы Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.09.27 Просмотров: 1795 Халиуллина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование:
1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой. 2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев. 3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин. 4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков. Стенд “Как важно вовремя успеть”; “листок” из толкового словаря: 1)Благотворительность – оказание частными лицами материальной помощи из милости. 2)Благо – добро, благополучие. 3)Благодеяние – доброе дело. 4)Гуманность – отзывчивость, человечность. 5)Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 6) Милосердие – готовность помочь или простить кого – нибудь, из сострадания, человеколюбия. 7)Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – то несчастьем, горем. I. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению на основе прочитанного рассказа Б.Екимова “Ночь исцеления”. - Посмотрите, какие цели я поставила перед собой на этот урок (цели записаны на доске), а вы что хотите от этого урока; какие задачи перед собой ставите? 1. Выступление 1 группы. (Учащиеся получили к уроку как коллективное домашнее задание – прочитать рассказ Б.Екимова “Ночь исцеления”, так и задание по группам: 1- я группа подбирает высказывания известных людей о доброте, милосердии; 2 – выполняет словарную работу, находит значение следующих слов: благотворительность, доброта, гуманность, милосердие, сострадание; оформляет “листок” из толкового словаря; 3-я группа находит и оформляет пословицы и поговорки о доброте, гуманности.) - Посмотрите на высказывания великих людей. В чём смысл этих высказываний? (-Добро бескорыстно, оно не ждёт благодарности. - Доброе дело важно прежде всего для того, кто его делает.) - В каждом из высказываний нам встретилось слово добро. Подберите к нему синонимы. (Обращение к “ толковому словарю”). - Этот год указом Президента РТ объявлен годом…..(благотворительности). А что обозначает это слово? Оказывается значение этого слова несколько иное (Выступает 2 группа). Что же получается, что мы не можем принять участие в Годе благотворительности? - Конечно, можем, и прежде всего мы с вами должны творить добро по отношению к кому? - Доброта, милосердие всегда ценились нашим народом. Я попросила вас подобрать пословицы и поговорки о добре. (Выступает 3 группа). - Запишите 1- 2 наиболее понравившиеся пословицы в тетрадь. Они могут быть использованы как эпиграфы к вашим сочинениям. (За доброе дело берись смело – сам не осилишь – помогут. Без добрых дел не будет и доброго имени. Доброе дело само себя хвалит. Добро творить – себя веселить. От добра худа не бывает. Добра желаешь – добро и делай. Доброе слово в воде не тонет. Жизнь дана на добрые дела. Если ты сделал добро – скрой, если тебе другой сделал добро – расскажи. Доброе слово человеку – это дождь в засуху, худое слово и сладким мёдом не запьёшь.) II. Работа над темой сочинения. - Итак, как вы, наверное, догадались, тема вашего сочинения – это тема добра, милосердия. У замечательного поэта Александра Яковлевича Яшина есть удивительное стихотворение “Спешите делать добрые дела”. Послушайте его. К чему призывает поэт? (Не нужно откладывать доброе дело на потом, чтобы не опоздать) - Как вы думаете, ребята, почему выбран для написания сочинения – рассуждения о добре и сострадании именно рассказ Б.Екимова “Ночь исцеления”? III. Работа с алгоритмом. - Итак, что характерно для сочинения – рассуждения? (Разъяснение, подтверждение какой – либо мысли). - Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? (Тезис, доказательство, вывод) - Посмотрите на алгоритм сочинения – рассуждения и обратите внимание, как взаимосвязаны все части – одна вытекает из другой. - Я предлагаю вам тему сочинения “Рассказ “Ночь исцеления” - урок доброты и сострадания”. IV. Работа над кластером. - Подумайте, какой тезис вы можете выдвинуть в своём рассуждении? (Главный герой рассказа – Гриша исцелил от болезни не только бабушку, но и себя от равнодушия, чёрствости, получив урок доброты и сострадания.) - Можно ли начать сочинение сразу с тезиса? Понятно ли будет тем, кто прочтёт или услышит ваше рассуждение, что сделал Гриша? Что должно предшествовать тезису? (Небольшое вступление о том, что бабушка Дуня во время войны очень много испытала и до сих пор кричит и плачет по ночам, вспоминая это ужасное время). - Чтобы вы последовательно изложили свои мысли, давайте запишем примерный план. (I. 1) Почему плачет бабушка? 2)Гриша исцелил не только бабушку, но и себя.) - К каким доказательствам нужно обратиться для подтверждения тезиса? - Как реагирует мальчик на крики бабушки в первые 2 ночи? (II. 1)Решение помочь бабушке.) - О чём думает мальчик после разговора с мамой? (2) Размышления мальчика после разговора с матерью. - Какое же решение принял Гриша? ( 3) Гриша выбрал свой путь.) - Легко ли удалось Грише реализовать свои планы? ( 4) Душевное состояние Гриши.) - Какой вывод вы сделаете из этих рассуждений? (“Нужно делать и молчать. В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Его чуткость, милосердие, доброта сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.) - Прочитайте заключительные строки рассказа. (III. Большое сердце мальчика.) V. Подведение итогов. - Решили ли мы задачи, которые ставили в начале урока? - В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева. (Звучит стихотворение)
(Обращаю внимание на стенд “Как важно вовремя успеть”) VI. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение. VII. Выставление отметок, используя зачётные листки. (Для того, чтобы наглядно увидеть ход урока, предлагаю презентацию в Power Point – приложение №1) Литература. 1. Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс/ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000. – с.22- 29. 2. Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К.Сухарев – Дериваз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: ООО “Гендальф”, 2000. 3. Шелест Л.В. Подготовка к сочинению–рассуждению на нравственно–этическую тему. – РЯШ 2005 г. №1. – с.53 – 55. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |