Преподавание литературы Проект урока по литературе "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина" (по произведению Н.С. Лескова "Левша")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.09.26 Просмотров: 1881 Мочалова Ирина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема, цели, задачи, оборудование урока. Тема урока: «У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина» (Н.С. Лесков). (Образ Левши в произведении). Цели: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование:
План урока с хронометражем.
Содержание урока1. Организационный момент2. Вступительное слово учителя«У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина» - Н. С. Лесков. - К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова? /Слова относятся к главному герою, Левше/ О Левше и о народе «Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» Л. А. Аннинский - А как бы вы ответили на эти вопросы? 3. Задачи урока
(Тема и эпиграф записываются учащимися в тетради). Вопрос учителя: Вспомните, когда мы впервые встречаемся с этим персонажем на страницах произведения? /Уже прошли события, связанные с царствованием Александра I. Сувенир, подаренный ему в Англии, случайно обнаруживает император Николай Павлович и просит Платова отвезти английскую блоху тулякам. В Туле среди других мастеров встречаем мы и Левшу/ Предоставляем слово ребятам. /Представители I группы рассказывают о Левше: внешность, портрет, манера поведения. Рассказ сопровождается чтением цитат из текста/ (Класс записывает портретные характеристики Левши в таблицу). «Косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». «Мы люди бедные...» Вывод: внешне это был некрасивый, может быть, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминай уродца. «Волосья выдраны при ученье», значит он много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда, как/нищего, порванная. У Левши нет возможности приобрести новое. Он сам говорит: «Мы люди бедные...» Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное. Речь персонажа помогает глубже раскрыть его образ. (Представители II группы дают характеристику речи персонажа) (Класс записывает в таблицу особенности речи Левши) Говорил простым понятным языком, употребление слов слов разговорного стиля доказывает его простоту. Употребляет местоимения мы, наше, тем самым не отделяет себя от других таких же, как он. Часто использует пословицы и поговорки. Вывод: человек простой, из народа, потому и речь его проста. Вопрос: Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (Сообщение учеников II группы. Рассказ сопровождается чтением цитат) 1) Главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, что он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит он должен его выполнить во что бы то ни стало. 2) В своей работе он очень сосредоточен, не отвлекается даже на крик «горим». «Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставни захлопнул и за свое дело принялся» «Туляки, люди умные..., первые знатоки в религии», «полны церковного благочестия» - пишет автор. Благочестие. ЛЗ: соблюдение церковных канонов. Левша - один из этих туляков, значитможно сказать, что он тоже умен и глубоко верит в Бога. 4. Вывод: Левша - умный, верующий человек. Он трудолюбив, исполнителен, сосредо точен на своей работе; смекалистый5. Физкультминутка.
6. Этап усвоения новых знаний.- Продолжая разговор дальше, обратимся к эпизоду «Левша у императора». (Творческая группа выразительно читает диалог. Глава 14. со слов «Как взошел Левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит...» до слов «Бог простит, - это нам не впервые снег такой на голову». Класс оценивает выразительное чтение по выработанным ими критериям) Вопрос: Что нового вносит этот эпизод в раскрытие образа Левши? Ответ: Левша не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы. Он держится с императором и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, что не под силу другим. Левша выполнил самую тонкую работу. Его имени нет на гвоздиках, он не гонится за славой, не стремится к тому, чтобы о нем все узнали. (Класс дополняет таблицу новыми характеристиками Левши: уверенный, с чувством собственного достоинства, не гонится за славой, скромный) - Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Верещагину Д. побыть немного Левшой и рассказать нам историю этой поездки от лица самого героя. (Творческий пересказ эпизода «Левша у англичан» от лица главного героя. Класс оценивает творческий пересказ.) Вопрос: Что восхитило англичан в Левше и чему они удивились? Ответ: мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде ничему не учился. Левша - талантливый самородок, в нем искра Божия. Самородок — человек с большим природным дарованием. Вопрос: Что за границей произвело на Левшу особое впечатление? Ответ: Хозяйственные порядки. Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением и живут в сытости. Вопрос: Почему Левша вдруг стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? Ответ: При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за оружием. Они не чистят дульные каналы кирпичом, как в России. Это важная военная информация, и Левша стремится домой. Вопрос: Почему Левша отказывается остаться в Англии? Найдите в тексте ответы на вопрос. (Учащиеся находят цитаты. Глава 15). «Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему Отечеству верно преданные». «У меня дома родители есть» «Мы к своей родине привержены» «А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства доставить». — Левша стремится к себе на Родину. Вопрос: Что для него Родина, что вкладывает Левша в понятие «Отечество»? Ответ: Прежде всего это дом и семья. Родина для него - это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине - отказаться от веры, что для русского человека всегда было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Левша стремится служить своему Отечеству делами. Вывод: Левша - плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот. Такой смысл вкладывает автор в понятие «патриот». «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» - Н. С. Лесков. (Класс дополняет таблицу новыми характеристиками Левши) Вопрос: Как сложилась судьба Левши по приезде в Петербург? Ответ: Мастер, прославивший Россию за рубежом, оказывается никому не нужным на родине. Смерть его трагична, но неизбежна. Никто не помог Левше, никто, даже Платов, который знал, что Левша в больнице для умирающих, не сдвинулся с места. Талантливый человек оказался никому не нужен, потому что он «неведомого сословия». Вопрос: Как умирает Левша? Зачитайте его последние слова. (Учащиеся находят в тексте эпизод «смерть Левши» и зачитывают. Гл. 19 со слов «Но только когда Мартын Сольский приехал...») Вывод: даже перед смертью простой русский мастер думает не о себе, а о своём отечестве. Вопрос: какие чувства вызвал у вас рассказ о судьбе Левши? Ответ: Левша вызывает чувство гордости, но и чувство жалости, чувство боли. Жизнь его полна драматизма, а финал трагичен. Горестная судьба героя, а его имя обречено на забвение. Вопрос: Какова тема и проблема произведения? Ответ: Тема таланта народных умельцев. Проблема невостребованности и гибели талантов в царской России. Работа в группах с иллюстративным материалом. - Сказ «Левша» иллюстрировался разными художниками: Н. Кузьминым, И. Глазуновым, Кукрыниксами. Все они обошли стороной это удивительное произведение. Обратимся к иллюстрациям, данным в учебнике. Задание: используя карточки-подсказки, ответить на вопросы. (Каждая группа устно отвечает на вопросы в карточках) Карточка-подсказка
Вывод: в этих иллюстрациях прослеживается вся жизнь тульского мастера, её важные этапы. Так представляли себе героя известные художники. А каким увидели его вы? I группа проанализировала иллюстрации ребят. Анализ детских рисунков творческой группой по вопросам:
7. Подведение итогов.- Ещё раз обратимся к эпиграфу урока. Вопрос: Как же относится автор к своему герою? Ответ: Лесков восхищается талантом мастера,и он определённо выступает за народ, за таких простых русских мужиков, каким является Левша. Автор испытывает гордость за русский народ, за его трудолюбие, талантливость, патриотизм. В то же время испытывает горькое чувство от его униженности и бесправия. Левша - символ русского народа, бесправного и тёмного, но сильного верой, высокого духом, «опрятного» душой. Он воплотил в себе все лучшие его черты. Вопрос: Почему же именно к Левше, а не к иному персонажу сказа относятся слова:«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? /Человек, не красивый внешне, красив душою. Душа у него действительно человеческая./ Вопрос: В чём особенность формулировки темы? Ответ: Это пословица. Вопрос: Объясните смысл этой пословицы. О каком человеке мы можем так сказать? 8. Домашнее задание.
Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |