Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Развитие речи. Описание природы. Подготовка к сочинению
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Развитие речи. Описание природы. Подготовка к сочинению


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.09.11
Просмотров: 874

Мустаева Нафиса Шагитовна, учитель русского языка и литературы

Цель: Познакомиться с особенностями построения текста – описания, а именно, описание природы. Научить излагать собственные мысли, чувства. Совершенствовать навыки монологической речи через художественное описание природы. Показать зависимость выбора каждого содержательного элемента, каждой микротемы и языковых средств от темы и основной мысли текста; формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства художественной выразительности раскрытия темы; развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами; Развитие у учеников эстетического восприятия мира, умения ценить прекрасное в искусстве, поэзии, прозе.

Оборудование: иллюстрации картин “Времена года”, музыкальная запись А.С. Грибоедова “Вальс” №2; П.И. Чайковский “Октябрь”, “Июнь”. “Толковый словарь” русского языка Ожегова, учебник.

Эпиграф: Чувство природы врождённое, и есть оно у каждого человека. (В. Песков)

Ход урока

Учитель: Природа всегда волновала писателей, поэтов, художников, композиторов, она вдохновляла их на новые творения. (Звучат стихи о природе А.С. Пушкина, С. А. Есенина). Объявление задачи урока: после сегодняшнего урока у вас должно родиться такое созвучье “слов живых”, чтобы каждая строка вашего сочинения “дышала святой прелестью”.

Оформление записи в тетради: число, тема

– Как вы думаете, какую роль играет описание природы в произведениях писателей, поэтов. (Ответы детей).

– Ребята, а хотите вы научиться описывать природу, чтобы она также волновала читателя.

Звучит вальс А.С. Грибоедова “Вальс” (№2).

– Итак, приходилось ли вам наблюдать, как осыпаются листья осенью? (ответы)

– Обращали ли вы внимание на то, как летит лист, оторвавшись от ветки? Чувствовали ли вы, идя по аллее, по лесу, саду лёгкость шуршащих листьев?

Посмотрите на этот лист! Разве это не совершенное творение? Кто ещё сможет создать такую красоту? Конечно же, только природа. Её творения всегда вызывают только восторг, кажется, хочется с кем-то поделиться этой красотой, радостью, но чаще не хватает слов, чтобы выразить яснее точнее. Обращение к рисункам ребят запись опорных слов в тетрадях. У вас запечатлен один миг, момент. Вот так изобразили и великие художники свой, может быть любимый уголок природы. (Обращение к полотнам художников: краски сочные, яркие, серые…).

Обращение к эпиграфу. (Разбор, смысл)

А вот писатель может, глядя на природу охватить целое пространство или уголок, но выразить это словами, волшебными, чарующими. И на сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся проникнуться теми же чувствами и желаниями, которые испытывал К. Паустовский, создавая произведение об осенней природе “Жёлтый свет”. Мы с вами должны определить тему и главную мысль текста. (Разбор текста, устное составление плана, запись в тетради опорных слов).

Таким образом, мы определили маленькие темы (микротемы), составляющие тему рассказа “Жёлтый свет”.

ПЛАН.

1. Осень пришла.
2. Сказка об осени.
3. Осенние краски.
4. Звуки и запахи осени.
5. Ночь над притихшей землёй.
6. Пожар в лесу.
7. Перелёт пауков.
8. Законы природы.

– Можно ли одну из частей опустить? (например, “Пожар в лесу”…). Нет. Значит, все части дополняют картину осени в природе, все они подчинены раскрытию темы: “Осень в природе”. А вы заметили, когда читали текст, будто оказались в этом лесу? (Ответы)

А это потому, что К. Паустовский так описал природу, подобрал такие слова, выражения. Например, не просто – а множество, обилие, видимо-невидимо, это и есть слова – украшения, раскраска. И эту красоту нам надо беречь, она беззащитна.

Показ сценки “Ромашка” Яковлева.

Но вернёмся к теме урока. С помощью слов можно доказать свое утверждение, передать цепочку последовательных событий, сформулировать представление о каком-то предмете, явлении.

– Какие три типа речи (письма) я назвала? (рассуждение, повествование, описание)

– Тип речи, с которым сегодня работаем? Где ответ на вопрос? (описание – в теме урока)

Запись в тетрадь: тип речи – описание

стиль речи – (Какие стили речи вы знаете? Каким стилем речи преимущественно пользуемся при описании?)

художественный

жанр – зарисовка.

Вспомните, какие стили текста вы знаете? (ответы). Из каких частей состоит рассказ

(1 – зачин; 2 – основная часть; 3 – концовка: – расшифровка частей ). И при написании сочинения мы конечно должны придерживаться этого. Красота природы, сказка, в багрец и золото, одетые леса – такой словесный образ осени получился у большинства.

К словесному образу мы добавим звуковой.

Прослушиваем два отрывка из “Времен года” Чайковского (“Июнь” и “Октябрь”). Определяем, какому времени года соответствует какая музыка. Почему?

Какие новые чувства добавились к описанию, восприятию осени? (Ответы)

Физкультминутка “Цветок”

Спал цветок и вдруг проснулся (сели, постепенно встают),
Больше спать не захотел.
Отряхнулся, оглянулся (повороты вправо, влево),
Взвился вверх и полетел (машут руками).

Перед вами текст. Попрошу вас найти ошибки, т.е. расположить предложения последовательно (работа со словарём – определение значение слова “последовательно”).

И вот я в лесу. Зима. Лес стоит тёмной стеной. Небо над головой голубое – голубое.

Где-то в глубине леса стучит дятел. Деревья покрыты пушистым снежком, хорошо в лесу. На деревьях сидят клёсты. Снег переливается на солнце. (Работа с текстом).

Запись опорных слов. Запомним, прежде чем писать, надо очень хорошо изучить то, что будешь писать, надо приглядеться, вдуматься спросить себя, подобрать то единственное слово, как написал бы писатель. А, написав, мы должны ощущать природу всеми органами чувств (слухом, осязанием, зрением).

Самостоятельная работа

Задание: записать в тетрадь слова, словосочетания, предложения о природе за окном, которые отражают ваше внутреннее состояние, ваше восприятие, ваши ощущения этого времени года.(3–4 минуты). Чтение нескольких работ по желанию детей.

А теперь прочитайте все слова, которые вы написали в течение урока. Это и есть ваши опорные слова, которые вы можете использовать в своём сочинении. Естественно, вы должны озаглавить своё сочинение. Используйте стихотворные строки. Это и будет вашей домашним заданием.

Задание на дом

Написать сочинение-описание по общей теме. Это широкая тема. Сформулируйте возможные узкие темы для зарисовки.

Вспоминаем: что такое зарисовка (это картина, нарисованная словами).

Сильным ученикам (или всем желающим, тем, кто понял, как справиться с работой) предлагаю написать сочинение-зарисовку, остальным – сочинение-описание, сочинение-повествование с включением описания. На следующем уроке при анализе сочинений у нас будет прекрасный материал для определения типа речи и жанра письменной работы. Желаю вам успехов. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21