Преподавание русского языка Работа с непроверяемыми написаниямиNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1855 Голикова Алла Александровна, учитель начальных классов Однажды я прочитала в журнале “Начальная школа” за 2000 год статью учителя Л.И. Суховой из Воронежа “Об использовании карточек в работе со словарными словами”. Прием, который использовала учительница, мне показался интересным, и я решила попробовать: результат оказался положительным. У учителей начальной школы достаточно много приемов, данных им традиционной системой, и все они хороши. В своей работе я пользуюсь практически всеми, используя их по мере надобности, и стараюсь придумать что-то свое, новое, чтобы не было скучно и однообразно на уроках русского языка. Поэтому я решила предложить Вашему вниманию некоторые свои наработки. Буду очень рада, если это кому-нибудь поможет в обучении русскому языку. Работа по теме “Безударные гласные” строится поэтапно от простого к сложному. С одной стороны, мы работаем с безударными гласными, проверяемыми ударением, в группе родственных слов. С другой стороны, - со словами с непроверяемым написанием. Такие слова, как правило, считаются “трудными”. В русской лексике среди написаний, не опирающихся на морфологические соотношения, большинство – это безударные гласные: ребята, девочка, карандаш, коллекция, тетрадь и т.д. Таких написаний 87%. “Трудные” слова довольно часто используются в языке. Работа над ними на уроке должна вестись систематически, упорно и вместе с тем рационально. Практика показывает, что дети плохо усваивают правильное написание “трудных” слов, если они представлены изолировано, без опоры на возможные анализаторы: слух, зрение, руку, память и сознание. Другими словами, знакомя ребенка со словом, нужно постараться вызвать в его сознании яркий образ, логически связать слово с каким-либо предметом, использовать приемы мнемотехники, поговорить об истории возникновения слова, придумать рассказ или сказку, поговорить о заимствовании слов из других языков. Как правило, дети проявляют большой интерес к словам, подобным образом предлагаемые их вниманию, и легче запоминают их. Работа над словарными словами проводится на каждом уроке. На одном уроке мы знакомимся с новыми словами, записываем их в словарик, проводим графическую работу, запоминаем. На другом – записываем слово без комментария, осуществляем самопроверку, взаимопроверку и проверку учителем. Новое слово представляется через загадку, либо с помощью изображения, либо с помощью словесного рисования. Учитель Л. И. Сухова из Воронежа предлагает использовать карточки в работе со словарными словами, когда предъявляется не само слово, а выделенная смысловая часть в виде изображения. Например: при знакомстве со словом “пенал”, я показываю детям картинку с морской пеной, мыльной. Спрашиваю:
Запишем это слово, поставим ударение, подчеркнем безударную гласную букву и смысловую часть “пена”, которая нам поможет не забыть, как грамотно писать это слово. Можно предъявлять все слово через загадку или изображение, затем уже попросить детей отыскать смысловую часть. Дети так увлекаются, что находят порой не одну, а две смысловые части в слове. Таким образом, мы помогаем детям не только запомнить написание слова, но и формируем мыслительные операции. Попутно можно поговорить о лексическом значении слов и выделенных в нем смысловых частей. То есть здесь идет работа по развитию речи. Иногда удобно взять группу слов, логически связать их и составить рассказ. Так я работала со следующими словами: вокзал, касса, билет, пассажир, перрон, поезд, вагон, проводник, багаж. Беседа начинается с истории слова “вокзал”. Оно записывается на доске, от него ставится стрелка. Я обращаюсь к детям:
И так продолжаем начатую цепочку. После этого никто из детей не сделал ни одной ошибки в словах. Все предлагаемые слова я записываю на карточках. Они разрезные, складывающиеся (рис. 1). Вначале я прелагаю смысловую часть, другая часть закрыта. После того, как мы выберем всю нужную информацию из слова, мы его открываем, проставляем ударение, запоминаем выделенную безударную гласную, представляем это слово в написанном виде с закрытыми глазами и только после этого переносим слово в тетрадь и проводим графическую работу. Традиционно работаем со словами с сочетаниями -оро-, -оло-, -ара-, -ере-. Выделяем эти сочетания овалом при письме. На уроках даю небольшие задания на классификацию, анализ. Например:
Мне кажется, что такие приемы помогут не только запомнить трудные слова, но и значительно расширить кругозор детей, увеличить словарный запас. Набор методических приемов по работе с непроверяемыми написаниями.
Рис. 1
Написание словарных диктантов и виды заданий. При написании диктанта дети должны выделять орфограммы. Это способствует развитию орфографической зоркости. Задания, сопровождающие выполнение словарного диктанта, желательно формулировать так, чтобы они совершенствовали орфографическую подготовку детей. Можно давать соревновательные задания: какой ряд лучше справился с работой, какой придумал лучшее продолжение диктанта, какой лучше объяснил написание орфограммы и т.д. Могут быть дополнительные задания:
Из урока в урок задания по работе со словарным диктантом можно разнообразить. Как действенное средство повышения грамотности и осознанности письма во время словарных диктантов можно использовать комментируемое письмо, т.к. во время комментируемого письма можно производить устный анализ морфем, подбирать проверочные слова и объяснять все возможные виды встречающихся орфограмм. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |