Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэтические картины зимы в стихах А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро»"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэтические картины зимы в стихах А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро»"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.08.31
Просмотров: 1647

Рязанцева Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • раскрыть учащимся мастерство пушкинского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которые испытывает поэт, воспринимая эту картину;
  • воспитать интерес к художественному слову, к творчеству А.С.Пушкина;
  • выработать навыки выразительного чтения художественного текста;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать культуру устной и письменной речи.

Словарная работа: пейзаж, синонимический ряд – буря, непогода, снежная круговерть, буран, вьюга, эпитет, антитеза, сравнение.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Словарь С.И. Ожегова, репродукции картин-пейзажистов (Шишкина, Васильева, Степанова, Юона), эпиграф к уроку.

Ход урока

I.

1. Сообщение темы, цели урока

Чтение эпиграфа:

Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер…
В.Г.Белинский

2. Работа с эпиграфом к уроку.

В.Г.Белинский писал: «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою, здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах».

- Согласны ли вы со словами критика?

- Как понимаете смысл эпиграфа?

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» дает возможность ответить на поставленные вопросы.

3. Почему доска к сегодняшнему уроку оформлена репродукциями картин Шишкина, Васильева, Степанова, Юона?

4. О чем повествуют репродукции картин? (Они дают нам представление об изображение природы в живописи)

5. Что вам кажется радостным и что печального в природе зимой?

6. Однообразен ли зимний пейзаж, и какие краски в нем преобладают?

7. Чем красива зима?

8. Как называется изображение природы в искусстве? (Пейзажем?

II. Что вы знаете об отношении А.С.Пушкина к природе?

Чтение стихотворений о зимней и осенней природе («Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» и другие)

(Поэт, рисуя картину природы, одновременно выражает свои мысли и чувства, вызванные этой картиной. Например, в стихотворении «Зимняя дорога» выражены печаль, грусть путника – поэта, вызванные утомительной и однообразной зимней дорогой.

В стихотворении «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь…» отражено радостное чувство русского человека-крестьянина, крестьянского мальчика и настроение самого поэта).

III.

1. Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения «Зимнее утро».

- Можно ли в произведении выделить какие-либо части? (I часть - обращение поэта к любимой, другу. Они проникнуты задушевностью, лаской. Проанализируем лексику I строфы Поэт подбирает особо звучные и яркие определения, желая передать силу своего чувства («Друг прелестный, мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»).

- О чем свидетельствует обращение в тексте? (О светлом настроении поэта, о счастье, которое переполняет душу поэта).

2. Как передается картина зимнего утра? В каких тонах рисуется картина зимнего утра? (В светлых, ликующих тонах : голубые небеса, сне лежит великолепным ковром, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом. Обращается внимание учащихся на бодрый, светлый, радостный тон, проходящий через все произведение, и мрачный, нашедший свое отражение при описании картины вчерашней вьюги).

3. Прочитаем 2 строфу. О чем II часть стихотворения?

Это воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», тучи», «мрачные», «печальные». (Лексика 2 строфы противопоставлена лексике 1 строфы). Такой прием носит в литературоведении название антитезы. (Запись в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой»).

- Для чего картина вчерашней вьюги дана поэтом рядом с картиной зимнего утра? (Для остроты восприятия, чувства удивления, неожиданности).

- Чем отличается настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы?

- Как и почему меняется настроение во 2 строфе?

4. Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». (Найдите в стихотворении такое сравнение «Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже «великолепными коврами … снег лежит».

- Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы)

- Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись»)

5. Выразительное чтение 3 строфы.

- Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисунками «прозрачный лес», «снег лежит великолепными коврами», «речка блестит подо льдом»).

- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе? (Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе воспользовался эмоциональными эпитетами: «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки». Дается определение эпитета, эпитета постоянного. Запись в тетради).

6. Почему между 3 и 4 строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с каким поэт показывает красоту зимнего пейзажа, и какое испытывает в озаренной «янтарным» блеском комнате?

Чтение 4 строфы. Прислушайтесь к звучанию четвертой строфы.

- Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? Чтение строфы.

- Как вы прочитает заключительную строфу с повышением или понижением голоса к концу? Почему?

- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который дает ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.)

Роль поэтических средств изобразительности

Примеры из текста Роль выразительных средств
Эпитет «день чудесный», «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки», Выражение радостного, бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра
Сравнение «луна, как бледное пятно», «великолепными коврами… снег лежит» (сущ. в творительном падеже) Передает восторг перед красотой природы, создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров
Антитеза «вьюга, «злилась», «мутном», «мгла», «бледное», «тучи», «солнце», «мороз», «день чудесный» Усиливает впечатление от красоты природы
Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» Передают ощущение нарядности, праздности природы

IV. Выразительное чтение всего стихотворения.

Составление плана:

  1. Чудесный день
  2. Обращение к другу
  3. Воспоминание о вчерашней вьюге
  4. Прекрасное зимнее утро:
    1. великолепный вид из окна;
    2. приятно сидеть в комнате у затопленной печи;
  5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня».

V. Обобщение

  1. Каким настроением проникнуто все стихотворение?
  2. Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения и анализа стихотворения?
  3. На основании чего вы сделали вывод, что стихотворение проникнуто хорошим настроением?
  4. Что значит хорошее настроение? В чем выражается хорошее или плохое настроение? (Настроение выражается в том, как человек относится к другим, обращается с ними, каким тоном говорит, как воспринимает окружающий мир). Поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

VI. Домашнее задание.

Чтение стихотворения наизусть, иллюстрации к стихотворению по желанию учащихся.

Литература

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998 г.
  2. Ионина Н.А. Сто великих картин. – М., Вече, 2003 г.
  3. Литература. Для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 г.
  4. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: Наука , 1995 г.
  5. Меркин Т.С. развитие речи. выразительные средства художественной речи. – М.: Русское слово, 2005
  6. Пушкин А.С. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 2001 г.

Словарная работа

  1. Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего из них признака.
  2. Эпитет – художественное образное определение.
  3. Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи.
  4. Взор – глаза
  5. Вечор (устаревшее) – вчера вечером
  6. Янтарный блеск блеск, напоминающий цвет января, прозрачно-желтый.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21