Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэтические картины зимы в стихах А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.08.31 Просмотров: 1676 Рязанцева Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы Цель:
Словарная работа: пейзаж, синонимический ряд – буря, непогода, снежная круговерть, буран, вьюга, эпитет, антитеза, сравнение. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Словарь С.И. Ожегова, репродукции картин-пейзажистов (Шишкина, Васильева, Степанова, Юона), эпиграф к уроку. Ход урокаI.1. Сообщение темы, цели урока Чтение эпиграфа:
2. Работа с эпиграфом к уроку. В.Г.Белинский писал: «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою, здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах». - Согласны ли вы со словами критика? - Как понимаете смысл эпиграфа? Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» дает возможность ответить на поставленные вопросы. 3. Почему доска к сегодняшнему уроку оформлена репродукциями картин Шишкина, Васильева, Степанова, Юона? 4. О чем повествуют репродукции картин? (Они дают нам представление об изображение природы в живописи) 5. Что вам кажется радостным и что печального в природе зимой? 6. Однообразен ли зимний пейзаж, и какие краски в нем преобладают? 7. Чем красива зима? 8. Как называется изображение природы в искусстве? (Пейзажем? II. Что вы знаете об отношении А.С.Пушкина к природе?Чтение стихотворений о зимней и осенней природе («Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» и другие) (Поэт, рисуя картину природы, одновременно выражает свои мысли и чувства, вызванные этой картиной. Например, в стихотворении «Зимняя дорога» выражены печаль, грусть путника – поэта, вызванные утомительной и однообразной зимней дорогой. В стихотворении «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь…» отражено радостное чувство русского человека-крестьянина, крестьянского мальчика и настроение самого поэта). III.1. Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения «Зимнее утро». - Можно ли в произведении выделить какие-либо части? (I часть - обращение поэта к любимой, другу. Они проникнуты задушевностью, лаской. Проанализируем лексику I строфы Поэт подбирает особо звучные и яркие определения, желая передать силу своего чувства («Друг прелестный, мороз», «солнце», «чудесный», «красавица», «Аврора»). - О чем свидетельствует обращение в тексте? (О светлом настроении поэта, о счастье, которое переполняет душу поэта). 2. Как передается картина зимнего утра? В каких тонах рисуется картина зимнего утра? (В светлых, ликующих тонах : голубые небеса, сне лежит великолепным ковром, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом. Обращается внимание учащихся на бодрый, светлый, радостный тон, проходящий через все произведение, и мрачный, нашедший свое отражение при описании картины вчерашней вьюги). 3. Прочитаем 2 строфу. О чем II часть стихотворения? Это воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии, когда небо было для поэта мутным, луна – бледным пятном, которая не светит, а желтеет сквозь мрачные тучи. Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», тучи», «мрачные», «печальные». (Лексика 2 строфы противопоставлена лексике 1 строфы). Такой прием носит в литературоведении название антитезы. (Запись в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой»). - Для чего картина вчерашней вьюги дана поэтом рядом с картиной зимнего утра? (Для остроты восприятия, чувства удивления, неожиданности). - Чем отличается настроение, с каким вы прочтете первую и вторую строфы? - Как и почему меняется настроение во 2 строфе? 4. Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». (Найдите в стихотворении такое сравнение «Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже «великолепными коврами … снег лежит». - Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед красотой природы) - Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция? («Звездою севера явись») 5. Выразительное чтение 3 строфы. - Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? (Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисунками «прозрачный лес», «снег лежит великолепными коврами», «речка блестит подо льдом»). - Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе? (Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра поэт в 4 строфе воспользовался эмоциональными эпитетами: «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки». Дается определение эпитета, эпитета постоянного. Запись в тетради). 6. Почему между 3 и 4 строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с каким поэт показывает красоту зимнего пейзажа, и какое испытывает в озаренной «янтарным» блеском комнате? Чтение 4 строфы. Прислушайтесь к звучанию четвертой строфы. - Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? Чтение строфы. - Как вы прочитает заключительную строфу с повышением или понижением голоса к концу? Почему? - Куда стремится лирический герой из уюта комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который дает ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.) Роль поэтических средств изобразительности
IV. Выразительное чтение всего стихотворения.Составление плана:
V. Обобщение
VI. Домашнее задание.Чтение стихотворения наизусть, иллюстрации к стихотворению по желанию учащихся. Литература
Словарная работа
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |