Преподавание литературы Урок литературного чтения "А. Прокофьев. "Березка""Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.08.22 Просмотров: 1421 Акимова Елена Валентиновна, учитель начальных классов Цели урока: познакомить со стихотворением А. Прокофьева, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, развивать первичные исследовательские навыки и умение сравнивать образы березы у разных поэтов и художников, формировать художественный вкус, умение работать с книгой, совершенствовать навык выразительного чтения, развивать эмоционально-чувственное отношение к действительности и любовь к природе. Оборудование: портрет А. Прокофьева, выставка книг о природе, книги со стихотворениями о березе разных поэтов, репродукции картин "Березовая роща" И Левитана, "Русские берёзки" С. Курицына, "Берёзовая аллея" И. Грабаря, "Берёзовая аллея" О. Кангина, "Берёза" Э. Тер-Балян, диск с записью песни "Березы" композитора Eвгения Ширяева на слова Талгата Нигматулина в исполнении Василия Зинкевича, 3 молодые распустившиеся веточки берёзы на столе учителя. Ход урока I. Оргмомент. II. Работа над темой урока. Психологический настрой. - Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? - Почему? - Я думаю, после урока чтения ваше настроение станет еще лучше. Ведь сегодня мы с вами вновь отправимся в мир поэзии. А каждая новая встреча с нею наполняет нашу душу теплом, радостью и любовью. - А что же такое поэзия? Вспомните. Актуализация знаний. 1) Прочитайте предложения, записанные на доске.
- Что вы себе представили? - Как еще можно назвать поэзию? - Прочитайте предложения со словом "красота".
- Что же такое поэзия? (красота) 2) Прочитайте слова.
- Похожи ли они на стихотворение? - Как же называется такое созвучие в конце стихотворных строк? (рифма) 3) Все ли слова в стихотворении мы читаем одинаково? - А как называется такой прием выделения голосом стихотворных строк? (интонация) - Прочитайте эти слова с восклицательной интонацией, выделяя слово "наступает". - А теперь с вопросительной интонацией, выделяя слово "утопает". 4) "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром:" - Что вы услышали в этих строчках? - Что вам помогло услышать грохот грома? (звуки [г], [р] ) - Как же называется такая особенность, когда автор использует несколько раз один и тот же звук, чтобы мы услышали шум ветра и раскаты грома? (аллитерация) - Вспомните, в каком стихотворении мы недавно встречались с этим явлением? 5) Отгадайте загадку:
- Какой прием художественной речи использовал автор этой загадки, чтобы вы лучше представили загадываемое животное? (олицетворение) - Для чего его используют писатели, поэты? - Итак, вы еще раз убедились, что в мире поэзии все слова, которые мы с вами часто слышим, подчиняются определенным законам и тогда нашему взору открываются прекрасные творения души человеческой. Работа с выставкой книг. - Рассмотрите выставку книг. Что их объединяет? - Кто писал произведения о природе? - Какие из них вы помните? (выслушиваются ответы учащихся) Знакомство с новым произведением. - Вот и сегодня мы будем "вдыхать" аромат художественного слова поэта А. Прокофьева, знакомясь со стихотворением "Березка". Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Прокофьева "Березка" учителем. Первичное восприятие, осознание прочитанного. - Как хорошо вы слушали. - Может, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, слушая стихотворение? (выслушиваются мнения учащихся) - Хотелось ли вам увидеть берёзу, описанную А. Прокофьевым? Перечитывание стихотворения учащимися. Работа над образами берёзы, созданными разными авторами. - Какие же два образа берёзы создал автор в своем стихотворении? (береза ясная, радостная и береза печальная) - Как называет автор берёзу? - Найдите в тексте подтверждение своим мыслям (зачитываются отрывки) - Как хорошо вы подметили, что в этом стихотворении А. Прокофьев пишет и о радостной березе и о грустной. - Вспомните, какие ещё поэты изображали березу веселую? (А. Пришелец в стихотворении "Полдень") - Перечитайте это стихотворение. (учащиеся работают с книгами стихов о березе, подготовленными к уроку) - Найдите строчки, которые доказывают вашу мысль, (зачитываются отрывки) - Да, и в стихотворении А. Прокофьева и в стихах А. Пришельца береза светлая, радостная. - Какие слова из стихотворений передают радость? (на доску вывешиваются карточки)
- А теперь поговорим о другом образе берёзы. Давайте всмотримся в него. - Как ещё называет А. Прокофьев берёзу? (грустная, плакучая) - У каких же поэтов мы встречали березу печальную, задумчивую? (у С. Есенина "Берёза") - Перечитайте это стихотворение вслух. - О чём тоскует берёза? - Какие слова помогают нам понять её состояние? (зачитываются отрывки) - Кто ещё из поэтов рисует образ этого дерева? (А. Фет "Печальная берёза") - Прочитайте это стихотворение. - Какой изобразил берёзу А. Фет? - В каких словах это выражено? (зачитываются отрывки) - А кто заметил, в какое время года поэты чаще изображают грустную берёзу? - Почему? (выслушиваются ответы учащихся) - Итак, мы открыли ещё один образ берёзы. Какой? (берёза печальная) (на доску вывешиваются карточки)
- И не случайно. Ведь именно этими качествами наделял русский народ берёзу. Перечитывание стихотворения А. Прокофьева "Берёзка" про себя. - А теперь я предлагаю вам остаться наедине со стихотворением и внимательно вчитаться в его строки. Попробуйте понять, какое качество присуще берёзе всегда, какой бы образ её не изобразил бы поэт? - Итак, какая же ещё берёза у А. Прокофьева? (выслушиваются ответы учащихся) - Докажите свои мысли словами текста. (на доску вывешивается карточка)
Слово учителя. - Да, красота - это главное богатство русской берёзы. Ведь белоствольная берёза - это символ нашего народа, нашей Родины. И недаром с давних времён русский народ посвящал берёзе множество произведений устного народного творчества. Перечитывание русской народной песни "Берёзонька". - Докажите, что в этой песне народу удалось передать красоту русской берёзы. (зачитываются отрывки) - А как это делают другие поэты? (выслушиваются ответы учащихся) - Какие чувства объединяют всех поэтов, чьи стихотворения мы сегодня читали? (нежность и большая любовь к природе, к русской берёзе) - Как это выражено в языке стихотворений? (зачитываются строки из стихотворений) (на доску вывешивается карточка)
- Как названа берёза в стихотворениях? (береза, березка, березонька) - Закройте глаза и произнесите эти слова шёпотом. - Какие чувства у вас возникли? - Что вы представили? (стало приятно, легко, радостно, почувствовали нежность березы, представили берёзовую рощу, белую берёзу на опушке леса) Загадки о березе. - А теперь загадайте загадки о берёзе своим одноклассникам, которые вы подготовили дома. (учащиеся загадывают загадки) Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. - Перечитайте ещё раз стихотворение А. Прокофьева "Берёзка", расставьте пометы. Выразительное чтение вслух. - Попробуйте при чтении передать своё отношение к русской берёзе. (читают несколько учащихся) Оценка чтения. - Оцените свое чтение и чтение товарищей в соответствии с критериями чтения.
- Что удалось передать при чтении :? А что лучше получилось у :? - Вот в чем сила поэзии: каждый из нас может найти в ней то, что другому незаметно. Определение позиции автора произведения. - А сейчас попробуйте "открыть автора", понять, ради чего написано это стихотворение? (автор хотел показать, как наш народ любит русскую берёзу, и не только радостную, но и грустную, показать, что грусть и печаль нисколько не умаляют её красоты) - Какие строки повторяются? Почему? (чтобы показать, что эта любовь очень большая и сильная) III. Работа с репродукциями картин известных художников. - Итак, наш поэтический ручеек незаметно влился в художественный. Ведь не только поэты и писатели в своих произведениях обращались к образу русской березы. Но и художники любовались ее красотой и не могли остаться равнодушными. - С какими картинами, посвященными березе, вы уже встречались на уроках изобразительного искусства? (открываются репродукции). ("Березовая роща" И. Левитана, "Русские берёзки" С. Курицына, "Берёза" Э. Тер-Баляна, "Берёзовая аллея" О. Кангина, "Берёзовая аллея" И. Грабаря) Рисунок 1 Рисунок 2 - Какие березы изобразили художники? - Можно ли сказать, что они любят это дерево, любуются им? - Как им удалось донести эти чувства до каждого из нас?
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 - А как передает чувство любования березой Прокофьев? В каком слове оно заключено? (ненаглядная) IV. Слушание песни "Берёзы" . Слoва - Талгат Нигматулин, музыка - Eвгений Ширяев. Исполнитель - Василий Зинкевич. - А вот уже и музыка зазвучала. И не случайно. Ведь многие композиторы с помощью музыки создают образ русской березы. Много песен и даже романсов посвящено этому дереву. И, заканчивая нашу встречу с поэзией, я предлагаю вам послушать фрагмент песни "Березы" композитора Eвгения Ширяева на слова Талгата Нигматулина в исполнении Василия Зинкевича. - На протяжении всего урока мы вдыхали аромат художественного слова. - А сейчас "вдохните" полной грудью аромат молодой зеленой распустившейся веточки березы. (учитель передает на каждый ряд по одной веточке березы.) - Что мы можем сделать, чтобы сохранить жизнь этим веточкам? (высадим в землю, когда они пустят корни.) - Улучшилось ли ваше настроение? Что этому способствовало? V. Творческая работа. - И в завершение нашего разговора о берёзе я предлагаю вам свои чувства и мысли передать в форме небольшого четверостишия или короткой зарисовки о русской берёзе. (на фоне тихой музыки учащиеся выполняют творческую работу) VI. Презентация работ учащихся. VII. Итог урока. - Какие открытия вы сегодня сделали? - Для чего же А. Прокофьев написал стихотворение "Берёзка"? - А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвал образ русской берёзы? VIII. Домашнее задание: - Как бы вам хотелось дома выразить свои чувства к этому прекрасному дереву? (по выбору)
IX. Рефлексия. На доске силуэт березы. На столах учащихся листочки березы, сделанные на уроке технологии. - Дети, если урок помог вам открыть что-то новое для себя и подарил вам хорошее настроение, украсьте своим листочком крону нашей березы, а если у вас возникали затруднения и вам было многое на уроке не понятно, поместите листочек у подножия берёзки, на земле. - Полюбуйтесь, какая красавица получилась! - Я рада, что наш разговор о поэзии, о красоте русской берёзы на примере прочитанных стихов оказался для вас полезным и интересным. - Спасибо за работу на уроке! - Урок окончен. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |