Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе "Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.08.21 Просмотров: 1586 Кулыгина Светлана Андреевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи:
ХОД УРОКА1. Организационный момент.2. Проверка домашнего задания(Рабочий лист к уроку - вопрос 1. Приложение 1) На прошлом уроке мы с вами начали изучать цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Презентация.(слайд 1) Вопрос классу: Что такое цикл? Почему же это не сборник рассказов, а цикл? (слайд 2)
3. Слово учителя. Беседа с классом.Продолжаем с вами знакомство с «Записками охотника» И.С. Тургенева. (слайд 3) Дома вы прочитали рассказ «Певцы». Вопрос классу: Как вы думаете, что сегодня будет в центре нашего внимания на уроке? О чем мы будем с вами говорить?
А это все и есть составляющие характера человека, и мы, вслед за И. С. Тургеневым, понаблюдаем за героями, постараемся выявить особенности характера русского человека (тема урока). (слайд 4) 4. Анализ рассказа «Певцы». Работа с текстом.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Начнем с самого начала. Прочитаем описание села. При описании села Тургенев прибегает к географической точности. Зачем?
На какой детали при описании села автор акцентирует наше внимание?
В основе сюжета, по свидетельству автора, лежит реальный факт. Рассказ певцы «густо населен». Тургенев рисует целую галерею «оригинальных личностей». Ж. Санд: «Я была под обаянием обширной галереи портретов с натуры, которую Вы опубликовали…Какая мастерская кисть! Их как будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян с севера, – еще крепостных в ту эпоху…». (слайд 6)
Но не только портрет является средством раскрытия характеров героев. Он вступает во взаимодействие с сюжетом, в результате этого проявляется индивидуальные особенности героев и социальная обобщенность их. Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания внешности раскрываются внутренние качества героя. Тургенев делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.
Например, фигура Моргача зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его жизнью.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Сцена состязания является связующим звеном, которое объединяет все части рассказа в единое целое и значительно усугубляет психологическую характеристику персонажей.
ПЕСНЯ РЯДЧИКА (чтение текста).
Но этот момент не раскрывает тайников их характеров. Это делает пение Якова. (слайд 7) ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Не одна во поле дороженька пролегала…»
Вспомним, какую характеристику дает Якову рассказчик:
Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.
ЗАМЫСЕЛ: первоначально Яков пел песню «При долинушке стояла, калину ломала…». Но впоследствии заменил ее другой «Не одна во поле дороженька пролегала»
5. Слово учителя.Дух песни Якова-Турка был навеян русской природой с ее необозримыми широкими степями, уходящими в бесконечную даль, жизнью могучего, но закрепощенного народа, вот почему в ней слились воедино «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь». Народная Русь предстает в «Певцах» и могучей, и бессильной. Вопрос классу: Идеализирует ли Тургенев своего героя, носителя лучших черт национального характера? - нет! ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Поэтическому образу чайки, навеянному песней Якова, И. С. Тургенев противопоставляет картину пьяного разгула, которым завершается состязание. Вопрос классу: Что этим хотел показать автор? «…Все было пьяно, - с грустью отмечает автор, – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом» Этой «невеселой» картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта. Эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности. Тема губительного воздействия крепостной действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба героев: Стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Оболдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали. Новое значение приобретает финальная сцена. Вопросы классу:
И.С. Тургенев верил, что народ, в среде которого рождаются такие талантливые люди, как Яков, не может и не должен жить по-прежнему. В духовном богатстве русского народа писатель видел залог величия будущего. Ж. Санд: « У вас жалость и уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило и как бы ни было угнетено. На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать». (слайд 8) А. Островская в своих воспоминаниях передает рассказ И. Тургенева:
6. Рефлексия. Подведение итогов.Что для каждого из вас было неожиданным на уроке? На какие вещи вы взглянули по-новому? Что же главное в русском человеке?
7. Домашнее задание.(слайд 9) Мы всматриваемся в лица и в души героев прошлого века. Похожи ли мы на них? Ведь почти за полтора века многое изменилось. Как социальные и исторические потрясения изменили нас? Стали ли мы свободнее, добрее, нравственнее, талантливее? Какие же качества можно считать свойственными русскому национальному характеру теперь? Лень, стремление к легкой наживе, агрессивность, глупость, хитрость, равнодушие, озлобленность, неверие, безбожие? Подумайте над этим вопросом дома и ответьте на него. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |