Преподавание русского языка Словари – наши друзья и помощники, 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.08.20 Просмотров: 2166 Каранова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка, научить ими пользоваться. Оборудование урока:
Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс). Учащиеся класса делятся на шесть групп, каждая рассказывает о каком-то одном словаре. На столах каждой группы лежат различные словари. Таблица, которая заполняется по мере выступления групп. расположена на доске и в тетрадях учащихся. Форма контроля: фронтальный и индивидуальный. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов: «Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать? Нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту. Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:
Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка. В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями. Каждый из вас входит в одну из шести творческих групп, которая в качестве домашнего задания должна была подготовить рассказ о словаре. Затем мы будем выполнять задания, используя их. II. Работа по теме. 1. Сообщение первой творческой группы. Чаще всего мы пользуемся орфографическим словарем. Этот словарь стал создаваться в 30-ые годы девятнадцатого века профессором А.М. Пешковским, после его смерти работу продолжил Д. Н. Ушаков, выдающийся лингвист. Вышедший в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Кроме Д. Н. Ушакова, в работе над словарем в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко. Орфографические словари вам помогут не только грамотно писать слова, а также вы узнаете нормы произношения и ударения, найдете грамматические пометы. Заполним таблицу и выполним задание. Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в стихотворении А. Шибаева «Грустные вести».
(Подчеркнутые предложения записать на доске). 2. Сообщение второй творческой группы. Толковые словари являются своего рода обширнейшим учебным пособием. Эти словари в их современном виде возникли не сразу. В первом русском рукописном словаре – списке (конец XIII в.) были объяснены лишь отдельные непонятные слова, которые встречались в памятниках древнерусской письменности. В 1596 году вышел первый печатный словарь русского языка, который содержал 1061 слово. Он имел название «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словесного языка на просты русский диалект истолкованы». Истолкованию подвергались церковнославянские и немногие иноязычные слова. Одним из самых известных толковых словарей является «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который тот составлял в течение 53 лет, с 1819 по 1872 год. В этом словаре около 200 тысяч слов и около 30 тысяч пословиц и поговорок. Выпущено множество толковых словарей:
Но существует и толковый словарь для школьников – «Школьный толковый словарь русского языка», его составили Моисей Семенович Лапатухин, Екатерина Васильевна Скорлуновская, Галина Петровна Снетова. Из статей толкового словаря мы можем узнать значение слов, нормы произношения и ударение, есть и грамматические пометы. Заполним таблицу и выполним задание. Задание:
3. Сообщение третьей творческой группы. Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным и назывался «Лексикон вокабулам новым по алфавиту». Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. «Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение, грамматические особенности, нормы произношения и ударение. Заполним таблицу и выполним задание. Задание: послушайте стихотворение Якова Козловского, найдите заимствованные иностранные слова, объясните их значение, при затруднении используйте словарь.
4. Сообщение четвертой творческой группы. В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда. В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов – синонимическими рядами. Заполним таблицу и выполним задание. Задание: найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.
5. Сообщение пятой творческой группы. Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, которые имеют переносный смысл. Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова», «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. «Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и нормы произношения. Заполните таблицу и выполните задание. Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
6. Сообщение шестой творческой группы. Этимологическими называются словари, в которых объяснены родственные связи слов, их происхождение, исконное значение. Первым этимологическим словарем был «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842). А если вам захочется узнать историю слов, загляните в книгу Льва Успенского «Почему не иначе?» и «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В.Иванова, Т.В. Шанской. Из этих словарей мы можем узнать происхождение слов, нормы их произношения, а также их морфемный состав. Заполните таблицу и выполните задание. Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково происхождение известных вам слов: «каникулы», «тетрадь», «дневник»? III. Заключительное слово учителя и подведение итогов. Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими пользоваться. Это наши верные друзья и помощники. Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении «Русской речи государь по прозванию Словарь».
А у нас получилась следующая таблица:
IV. Задание на дом. Приготовить ответ на вопрос: что рассказали словари о слове «мир»? Примерный ответ. - Мир¹, -а, м.
Мир². –а, м.
Мир I.
Мир II.
(Словарь синонимов). Мир – война. Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами. Мир – ссора. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. (Словарь антонимов). - Мир. – Славяно-балтийское. /ср. латинск. miers «мир», «тишина»/. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |