Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы в 5-м классе по теме "Загадки" в технологии РКМЧП
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы в 5-м классе по теме "Загадки" в технологии РКМЧП


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 1284

Малова Наталия Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой ситуации.

Оборудование: конверты с таблицами и карточками для дидактического лото, иллюстрация с изображение древнегреческого Сфинкса, чистые листы.

Ход урока

1. Стадия “Вызов”.

А). Актуализация знаний.

Сегодня на роке мы продолжим работу с фольклором.

– Что такое фольклор? Какие жанр фольклор мы уже изучили? (Сказки). Они относятся к большим фольклорным жанрам. Теперь мы начинаем изучение малых фольклорных жанров.

(Запись даты и названия раздела “Малые фольклорные жанры” в тетрадь)

Чтобы определить тему нашего урока, прочитайте запись на доске: “Без лица в личине”.

– О чем идёт речь в этой фразе? Правильно, это загадка. Тема нашего урока “Загадки” (запись темы в тетрадь). А эпиграфом урока послужит фраза, которую мы только что проанализировали “Без лица в личине”. (Сделать запись даты, темы урока и эпиграфа в тетради)

Б). Целеполагание. Прием “Вопросительные слова”.

С загадками вы знакомы с малых лет. Составьте и запишите на чистых листочках вопросы по теме “Загадки”, используя вспомогательные слова: (запись на доске)

  • Кто?
  • Что?
  • Когда?
  • Почему?
  • Где?
  • Для чего?
  • Каким образом?
  • Сколько?
  • Откуда?
  • Зачем?
  • Как?

… и другие

На какие вопросы вы знаете ответ? (Одни ученики зачитывают вопросы, другие на них отвечают). Отметьте эти вопросы в записи.

На какие вопросы у вас нет ответов? Попробуем в течение урока ответить на эти вопросы. Это и будет задачей урока.

2. Стадия “Осмысление”.

  1. Первоначальное формирование определения загадки.
  2. Вначале ответим на вопрос “Что такое загадка?” (Приём “Принцип развёрнутой кооперации”: 1 этап – на чистых листочках каждый ученик записывает своё понимание загадки; 2 этап – обсуждение в паре, выработка единого определения; 3 этап – обсуждение в группе из 4-х человек, выработка единого определения; 4 этап – выступление каждой группы со своим, выработка единого определения, запись его в тетрадь. Обязательное условие – ограничить время: на каждом этапе не более 1-2 минут)

  3. История возникновения загадок.

Многие из вас задавали вопрос о том, как возникла загадка. Попробуем сейчас на него ответить.

Загадки возникли в глубокой древности. Например, в древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс (изображение Сфинкса появляется на доске – рисунок 1) загадывало всем одну и ту же загадку: “Утром на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх”. Фантастическое существо с головой женщины, телом льва и крыльями грифона поедало всякого, кто не мог разгадать загадку. Лишь одному герою Эдипу это удалось. После этого Сфинкс падает со скалы и разбивается.

Сможете ли вы победить Сфинкса? Разгадайте его загадку. (Ответ: человек). Молодцы, вы победили Сфинкса (изображение Сфинкса убирается с доски).

Предполагается, что загадки возникли вместе с мифами. Вспомните, что такое миф. (Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев, обладающих сверхчеловеческой силой.)

Боги были высоко, в небесах, а окружала людей нечисть. Давайте вспомним нечисть из славянских мифов. (Показываются рисунки детей, изображающих существ нечистой силы, которые они рисовали к урокам по славянской мифологии. Учитель показывает изображение, а дети называют существа: Кикимора, Леший, Водяной, Домовой, Лихо Одноглазое, Русалка и др.)

Чтобы защитить от нечистой силы своё жилище, семью, скот, скрыть свои намерения, люди говорили загадками. Это был своеобразный тайный язык, шифровка.

Позднее загадки стали использоваться в ритуалах как испытание. Это нашло отражение в сказках. Назовите такие сказка, где герои проходят испытание загадками. (“Иван–крестьянский сын и Чудо-Юдо”, “Дочка-семилетка”, “Сказки о царе Берендее” и др.)

– А для чего служит загадка в наше время? Почему и сейчас мы продолжаем их загадывать? (Загадка в наши дни – это игра, проверка сметливости, умения образно и поэтически мыслить). Загадки продолжают жить в современном фольклоре. На уроке объектом нашего исследования будут служить загадки, которые живут в фольклоре нашего Пермского края. (Дидактический материал подобран из сборника русских загадок Пермского Прикамья в записях последнего времени “Пять пятиканов да дваста бодаста”, составленный И.А.Подюковым, А.В.Черных, К.Э.Шумовым).

В. Состязание “Кто быстрее отгадает загадки?”.

На каждую парту детям раздаётся набор загадок на отдельных карточках и предлагается отгадать загадки на скорость (работа в парах).

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
Сидит баба на полатях
Вся в заплатах.
Кто её пошевелит,
Тот заплачет.
Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста,
Один-мохтун,
Два ухтахта.
Стоят два кола,
На кольях – бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – дремучий лес.
По какому пути
Не проехать,
Не пройти?
На лесной опушке
Две подружки,
Шапочки зелёные,
Платьишки беленькие.
Кто два раза родился? Белые силачи
Рубят калачи,
Красные говоруны Подкладывают.
Что на сковороду
Выливают
Да вчетверо сгибают?
Я полезу по железу,
Вылезу на мост,
Потяну быка за хвост.
Бык заорёт,
Весь мир соберёт.
Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.

Проверка: победители озвучивают ответы к загадкам, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, доказывая своё мнение.

Г. Определение тематики загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).

– Ответим на ваш вопрос “О чём говорится в загадках?” Проведём анализ тематики загадок.

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Тема

“…………………”

Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить разгаданные загадки по столбикам таблицы, надписать в столбцах названия темы. (Если необходимо, то нужно вспомнить, что такое тема текста). Принцип грамматического лото.

В результате появляется подобная таблица, хотя возможны варианты, которые могут быть приняты, если ученики смогут доказать свою точку зрения.

Тема

“Явления природы”

Тема

“Растения”

Тема

“Животные”

Тема

“Человек”

Тема

“Работа, занятия”

Тема

“Предметы быта”

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.

(Болото)

Сидит баба на полатях
Вся в заплатах.
Кто её пошевелит,
Тот заплачет.

(Луковица)

Два-ста бодаста,
Четыре-ста ходаста,
Один-мохтун,
Два ухтахта.

(Корова)

Стоят два кола,
На кольях – бочка,
На бочке – кочка,
А на кочке – дремучий лес.

(Человек)

Что на сковороду
Выливают
Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.

(Ложка)

По какому пути
Не проехать,
Не пройти?

(По Млечному Пути)

На лесной опушке
Две подружки,
Шапочки зелёные,
Платьишки беленькие.

(Берёзы)

Кто два раза родился?

(Цыплёнок)

Белые силачи
Рубят калачи,
Красные говоруны Подкладывают.

(Зубы, язык)

Я полезу по железу,
Вылезу на мост,
Потяну быка за хвост.
Бык заорёт,
Весь мир соберёт.

(Колокол)

Не ест, не пьёт,
А говорит и поёт.

(Радио)

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет 1-ю тему и загадки, относящиеся к этой теме, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам.

Делается общий вывод о том, что в основном исследователи загадок выделяют темы “Явления природы”. “Растения”, “Животные”, “Человек”, “Работа, занятия”, “Предметы быта”, но встречаются и другие варианты выделения тем, как это произошло и у нас.

Д. Анализ строения загадок. Работа с таблицей (дидактическое лото).

– Ответим на ваш вопрос “Как строятся загадки?” Проведём исследование строения загадок.

Учащимся раздаются листы с макетами таблицы и предлагается задание распределить загадки по столбикам таблицы в соответствии с их строением.

Загадки-описания признаков, свойств, действий предметов

Загадки-противопоставления

Загадки-вопросы

Загадки-сравнения

Проверка осуществляется тем образом, что и в предыдущем задании: одна пара учащихся рассказывает о загадках, помещённых в 1-й столбец, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным темам. Делается общий вывод о строении загадок.

Е. Определение поэтических особенностей загадок.

В чем же поэтические особенности загадок? Отличаются ли загадки от других фраз? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детям предлагается прочитать фразы, записанные на доске:

  • Новая метла по-новому метёт.
  • Хорошая нужная вещь.
  • Скручена, связана, на кол посажена,
  • Бытовой предмет для уборки мусора на длинной ножке.

– О чём эти фразы? Какая фраза является загадкой? Как вы догадались? В загадке использовано иносказание, то есть то же самое, но сказанное по-другому. (Запись определения в тетрадь). Вернёмся к эпиграфу “Без лица в личине”. Чем отличается “лицо” от “личины”? (Личина – это маска). Что в этих словах схожего? (Корень -лиц-, который обозначает лицо, личность, предмет). Ещё в древности люди отметили основной приём, при помощи которого создаются загадки. Это олицетворение, то есть одушевление неживых предметов, придание животным человеческих черт. (Запись определения в тетрадь).

Приведите из предложенных загадок примеры с олицетворением. Докажите своё мнение.

3. Стадия “Рефлексии”.

Вернёмся к тем листочкам, где мы в начале урока писали вопросы. На все ли вопросы вы теперь можете ответить? (Озвучить те вопросы, на которые учащиеся могут ответить . Если есть время, то можно дать краткие ответы на них. Вопросы, на которые не найдены ответы, предлагается попробовать ответить дома, используя различные источники).

4. Домашнее задание.

Сочинить загадку, помня о темах загадок, их строении и поэтических особенностях.

Литература

  1. Пять пятиканов да дваста бодаста: Сборника русских загадок Пермского Прикамья в записях последнего времени /Сост. И.А.Подюков, А.В.Черных, К.Э.Шумов. – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2004.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21