Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе на тему "Один день в городе Калинове" (по драме А.Н. Островского "Гроза")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.08.02 Просмотров: 1176 Суровцева Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Тип урока – заочная экскурсия по городу Ход урока1. Вступительное слово учителя Дорогие друзья, сегодня на уроке вас ожидает сюрприз: необычная экскурсия…в 19-ый век. Мы обойдемся без машины времени, нашими гидами станут литература, живопись, музыка, театр. Цель нашей экскурсии – узнать как можно больше о городе Калинове и его обитателях, чтобы ответить на основной вопрос урока: почему “Гроза” Островского – драма? В чем суть конфликта? 2. Реализация домашнего задания - Вспомните, что такое драма? Что такое конфликт? - Какие цитаты из 1 действия драмы характеризует жизнь в городе Калинове? Запишите их в тетради (“Жестокие нравы…в нашем городе, жестокие…”, “Бла-алепие, милая, бла-алепие, в обетованной земле живете”) - Нам предстоит разрешить проблему: какая из этих цитат наиболее соответствует действительности? 3. Анализ 1 действия драмы “Гроза” - Итак, мы с вами в городе Калинове. Город встречает нас песней – вслушаемся в ее слова и мелодию. (Девочки исполняют песню “Среди долины ровныя…” на фоне презентации слайдов с видами русского города 19 века). - Как вы считаете, почему на фоне бескрайнего волжского простора звучит столь печальная песня? - Вы уже успели побродить по калиновским улицам и бульвару, подышать городским воздухом, познакомиться с его жителями. Давайте обменяемся впечатлениями: проанализируйте первые реплики героев и о героях, расскажите о людях, живущих здесь, о взаимоотношениях между ними. Вывод: в драме ярко выражен социальный конфликт: мир Диких и Кабаних с одной стороны и Кулигин, Борис, Кудряш – с другой. - Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят калиновцы. (Театрализация явл.5) Урок литературы в 10 классе. Театрализация эпизода из драмы “Гроза” - Как вы считаете, возможно ли мирное сосуществование в одном доме Кабанихи и Катерины? Докажите, анализируя реплики участников сцены. Вывод: в этой сцене видим истоки бытового конфликта, столкновение патриархальных взглядов Кабанихи и мечты Катерины о свободе. - А теперь пришло время войти в купеческий дом. Поведут нас туда замечательные экскурсоводы - русские художники 19 века Перов, Федотов, Пукирев, Рябушкин. ( Презентация слайдов с видами купеческого дома) (Сообщение учащегося): Поднимемся по парадной, богато отделанной позолотой лестнице купеческого терема и заглянем внутрь его. Что же мы видим? Вся семья купца в сборе. Центральная фигура – “глава” семьи. Бросаются в глаза его тяжеловесность, могущественность. Непререкаем его авторитет, все домашние ему подчиняются, выполняют не только его приказы, но и капризы. Такая патриархальность семейного уклада сохранялась в России на протяжении веков. В этом – устойчивость семейного уклада и в то же время основа многих конфликтов. Мы приоткроем дверь пошире и внимательно посмотрим вокруг. На стенах комнаты – ситцевые обои, картины, заморская мебель – в купеческом доме следуют за модой. А какие же нравы царят в купеческом доме и в целом в обществе? Перед нами картина замечательного художника Павла Федотова “Сватовство майора”. Какой переполох царит в доме купца! Майор – “жених”- видимо, проигравшийся в пух и прах, решил поправить свои дела, женившись на богатой купеческой дочке. Урок литературы в 10 классе. Театрализация эпизода из драмы “Гроза” Брак по расчету – типичный “брак а ля мод” для русского общества 19 века. Майор, стоя в передней, приосанился, втягивает брюшко, подкручивает усы, желая показаться бравым воякой. Мир купечества показан через мир вещей: огромная хрустальная люстра, начищенный паркет, безвкусные картины на стенах, поблескивание посуды, сверкание драгоценностей на невесте. Одежда характеризует значимость события: открытое воздушное платье смущает девушку (в быту она, видимо, носит другую одежду), купчиха, как в броню, одета в тяжелое парчовое платье, сверху для солидности накинута дорогая шаль. Но очень нелепо выглядит повойник на голове, да и на невесте неприлично много драгоценностей. Самые колоритные образы - фигуры матери и дочери. В чертах купчихи проступает грубость, без усилий можно прочесть в выражении ее лица властность, духовную нищету, мещанское честолюбие. Не случайно в центре картины не фигура невесты, а властная рука, грубо схватывающая дочь за платье. Да и губы будто шепчут: “Дура, вернись!” Что сделало ее такой? Жизнь в этом доме, полном лжи, приживалок, грубости, ханжества, лести! Дочери, вероятно, очень не хочется повторить судьбу матери, вот почему она так рвется из родительского дома. Но что ждет ее в замужестве с нищим, прокутившим свое состояние за карточной игрой, молодящимся “лихим майором”? - Судьба женщины в России очень сложна. Не случайно, выходя замуж, девушки пели грустные песни. Послушаем одну из них. (звучит запись песни “Матушка, матушка, что во поле пыльно?” - Представьте себе, сколько было пролито слез за дубовыми купеческими заборами, сколько душевной тоски и муки таят в себе эти толстые стены… А еще лучше – посмотрите. (Театрализация монолога Катерины “Отчего люди не летают?...”, явл.7) - Как вы думаете, что является причиной такой душевной муки Катерины? Вывод: монолог раскрывает нравственную сторону конфликта: мучительный разлад в душе Катерины, выбор между долгом и возможностью греховного счастья. - В явл.8 автор выводит на сцену барыню, а в явл.9 раздаются удары грома. Как вы считаете, с какой целью это сделано? 4. Итог урока - Так какая цитата отражает реальную жизнь в городе Калинове? Каково ваше отношение к его жителям? Какие стороны конфликта увидели мы в первом действии драмы? - Время экскурсии, к сожалению, ограничено, но она не закончена. Мы с вами еще будем иметь счастье сопричастности с бессмертными творениями великого драматурга России, испытывать чувство огромной признательности А.Н.Островскому за то, что он подарил нам представление о России 19 века. 5. Домашнее задание: чтение 2-3 действия драмы (проследить развитие конфликта), сочинение – миниатюра “Быт и нравы города Калинова (в драме Островского “Гроза” и на картинах русских художников)”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |