Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Электронный урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Связь слов в словосочетании"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Электронный урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Связь слов в словосочетании"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.07.31
Просмотров: 1142

Близнова Наталия Альбертовна, преподаватель русского языка

В основе статьи «Технология мастерских»: приглашение к поиску» лежит следующая гипотеза: глубокие знания появляются при системном обучении, где логически взаимосвязаны все методы и подходы в изучении предмета, где просматривается ближайшая и более далекая перспектива применения полученных знаний, где используется прием интеграции учебных дисциплин и главное – принципы сотрудничества, сотворчества, совместный поиск учителя и ученика! Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, одной из которых является технология мастерских как весьма актуальный в современном педагогическом процессе, оригинальный и достаточно продуктивный способ организации деятельности обучающихся 5-11 классов при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основная педагогическая гипотеза мастерской: отказ от методов принуждения, навязывание мнения педагога, предоставление каждому ребенку возможности самостоятельного выбора форм познавательной деятельности, возможности продвинуться к истине своим путем, так как процесс познания гораздо важнее, чем само знание. Девиз мастерской: мастер – для ученика, а не ученик для мастера. Позиция педагога – позиция консультанта и советника, и ребёнок всегда может проявить себя как настоящий творец.

Цели: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; формирование умений:

  • определять способ связи слов в словосочетании;
  • преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;
  • правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
  • использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы;
  • закрепить умение составлять схемы с использованием ИКТ.
  • формирование лингвистической, коммуникативной, языковедческой компетенций обучающихся.

Методические приёмы: «проникающая» технология ИКТ (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач); повторение пройденного, объяснение преподавателя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

I этап урока.

1. Лингвистическая разминка. Использование ресурсов ИКТ (интерактивная доска).

Осложнённый словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами, отметить главные слова.

Ветеран, регулировать, олицетворять, ландшафт, искусство, галерея, композиция, архитектура, орнамент, аллегория, корреспондент, издательство.

2. Проверка заданий самоподготовки.

а) Презентация на интерактивной доске теоретического блока вопросов для устных сообщений:

  • Назовите основные единицы синтаксиса русского языка.
  • Какова минимальная единица синтаксиса?
  • Что называется словосочетанием?
  • Расскажите о строении словосочетания. Каковы основные признаки словосочетания?
  • На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
  • Что показывает схема словосочетания? (работа обучающегося на интерактивной доске).

б) Выполнение устно упражнений 65 и 67, «по цепочке». В это время несколько обучающихся строят схемы словосочетаний (интерактивная доска).

3. Практические задания на закрепление материала (использование презентации к уроку – у автора):

а) Выборочный диктант.

Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес на поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.

(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере).

б) Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова.

Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.

в) устное выполнение упражнения 66.

II этап урока. Объяснение темы урока с элементами беседы.

А) Запись темы урока в тетрадях (тема спроектирована на интерактивной доске).

Б) Объяснение преподавателя. Связь слов в словосочетании:

Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи:

  • согласования
  • управления
  • примыкания.

Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже.

2) Обучающиеся записывают в тетрадях вид связи и вопросы:

– Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? ( Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

– Приведите примеры согласования. (Ранняя осень – ранней осени, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

3) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе, товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас- встретил вас, поддержать оступившегося – поддержали оступившегося.

4) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая. Собираюсь уехать.

В) Значение словосочетаний. (Презентация на интерактивной доске.)

В словосочетании выделяется три вида значений:

  • определительное
  • обстоятельственное
  • дополнительное

А) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений ( какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

Б) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое слово отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью? и т. д.): рыбачить на озере. Встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т. д.

В) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чём-нибудь, вдали.

III этап урока. Закрепление темы.

А) Тренировочные упражнения. Развитие речи (работа на интерактивной доске):

Подберите к существительным лекция, речь. оценка прилагательные со значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий.) Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения.

Б) Упражнение 68 – устно.

Примечание к выводу. В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, местоимения, причастия; при управлении – имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.

В) Упражнение 71 – письменно, с комментированием по цепочке.

Комментарий преподавателя.

Первые два словосочетания (клетчатый шарф и шарф в клетку) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными.

Г) Упражнение 77 – устно: синонимичные словосочетания.

Д) Упражнение 70: самостоятельная работа (конструирование словосочетаний).

Е) Синтаксический разбор словосочетаний:

  • устно разобрать одно словосочетание из упражнения 81;
  • сделать письменный разбор 2-3 словосочетаний самостоятельно.

Ж) Словарная работа (материал на интерактивной доске).

Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними. Сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат.

IV этап урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

V этап урока. Задание на самоподготовку.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21