Преподавание русского языка Электронный урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Связь слов в словосочетании"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.07.31 Просмотров: 1168 Близнова Наталия Альбертовна, преподаватель русского языка В основе статьи «Технология мастерских»: приглашение к поиску» лежит следующая гипотеза: глубокие знания появляются при системном обучении, где логически взаимосвязаны все методы и подходы в изучении предмета, где просматривается ближайшая и более далекая перспектива применения полученных знаний, где используется прием интеграции учебных дисциплин и главное – принципы сотрудничества, сотворчества, совместный поиск учителя и ученика! Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, одной из которых является технология мастерских как весьма актуальный в современном педагогическом процессе, оригинальный и достаточно продуктивный способ организации деятельности обучающихся 5-11 классов при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основная педагогическая гипотеза мастерской: отказ от методов принуждения, навязывание мнения педагога, предоставление каждому ребенку возможности самостоятельного выбора форм познавательной деятельности, возможности продвинуться к истине своим путем, так как процесс познания гораздо важнее, чем само знание. Девиз мастерской: мастер – для ученика, а не ученик для мастера. Позиция педагога – позиция консультанта и советника, и ребёнок всегда может проявить себя как настоящий творец. Цели: дать понятие о видах связи слов в словосочетании; формирование умений:
Методические приёмы: «проникающая» технология ИКТ (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач); повторение пройденного, объяснение преподавателя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами. Ход урокаI этап урока.1. Лингвистическая разминка. Использование ресурсов ИКТ (интерактивная доска). Осложнённый словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами, отметить главные слова.
2. Проверка заданий самоподготовки. а) Презентация на интерактивной доске теоретического блока вопросов для устных сообщений:
б) Выполнение устно упражнений 65 и 67, «по цепочке». В это время несколько обучающихся строят схемы словосочетаний (интерактивная доска). 3. Практические задания на закрепление материала (использование презентации к уроку – у автора): а) Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания.
(Хвойный лес, настольные часы, часы приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере). б) Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя. в) устное выполнение упражнения 66. II этап урока. Объяснение темы урока с элементами беседы.А) Запись темы урока в тетрадях (тема спроектирована на интерактивной доске). Б) Объяснение преподавателя. Связь слов в словосочетании: Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трёх видов связи:
Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов. 1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. 2) Обучающиеся записывают в тетрадях вид связи и вопросы: – Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? ( Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия) – Приведите примеры согласования. (Ранняя осень – ранней осени, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу). 3) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе, товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас- встретил вас, поддержать оступившегося – поддержали оступившегося. 4) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола, это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая. Собираюсь уехать. В) Значение словосочетаний. (Презентация на интерактивной доске.) В словосочетании выделяется три вида значений:
А) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений ( какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг. Б) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое слово отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью? и т. д.): рыбачить на озере. Встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т. д. В) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чём-нибудь, вдали. III этап урока. Закрепление темы.А) Тренировочные упражнения. Развитие речи (работа на интерактивной доске): Подберите к существительным лекция, речь. оценка прилагательные со значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий.) Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматические значения. Б) Упражнение 68 – устно. Примечание к выводу. В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, местоимения, причастия; при управлении – имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола. В) Упражнение 71 – письменно, с комментированием по цепочке. Комментарий преподавателя. Первые два словосочетания (клетчатый шарф и шарф в клетку) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными. Г) Упражнение 77 – устно: синонимичные словосочетания. Д) Упражнение 70: самостоятельная работа (конструирование словосочетаний). Е) Синтаксический разбор словосочетаний:
Ж) Словарная работа (материал на интерактивной доске). Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними. Сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат. IV этап урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.V этап урока. Задание на самоподготовку.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |