Преподавание русского языка
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию явления природы. Метель"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.07.31
Просмотров: 1210
Костина Оксана Анатольевна, учитель Цели урока: - Подготовить учащихся к сочинению-описанию явления природы;
- Познакомить с понятием «цитата»;
- Научить собирать материал к сочинению;
- Повторить сведения о научном и художественном описании;
- Активизировать лексику на тему «зима»;
- Научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;
- Активизировать работу со словарём;
- Подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме) сочинению на основе жизненного опыта.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова; аудиозапись цикла «Времена года» А.Вивальди; карточки – словарные статьи; раздаточный материал, представляющий собой отрывки из произведений русских писателей. ХОД УРОКА I. Сообщение целей урока. Введение в тему – Ребята! Все вы знаете, что в природе существует четыре времени года: зима, весна, лето и осень. «Времена года любят капризничать, но, по существу, вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима». Так сказал писатель, который беззаветно любил природу и воспел её в своих лучших произведениях, Михаил Пришвин. Время года – это определённый отрезок в году, когда происходят различные изменения в окружающей нас природе. Какое время года вы больше всего любите? Почему? – Сегодня на уроке мы подготовимся к сочинению-описанию явления природы. Что же станет предметом нашего описания? Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди и попытайтесь определить тему нашего урока. Звучит фрагмент «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди. – Вы правильно определили, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели. (Тема урока записывается в тетради.) II. Работа над новым материалом – Давайте послушаем стихотворение Афанасия Фета и подумаем, какие чувства вызывает метель у поэта. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи всё гладко, всё бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В неё тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. – Какие чувства испытывает к зиме герой стихотворения? (У него тоскливо на душе, ему очень грустно.) – Вы правы, ребята. Какие же слова способствуют атмосфере тоски? Обратимся, например, к первому четверостишию. (Здесь автор второю и третью строчки начинает с одного и того же слова «опять».) – Как называется этот приём в литературе? (Анафора – единоначатие строк.) – Вспомните, в каких художественных произведениях нам встречались описания метели? (А.С.Пушкин «Метель», стихотворение «Зимнее утро»; С.Т.Аксаков «Буран»). – Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдём по этому пути. – Обратимся к пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.) – Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Ответы учащихся.) А) Вечор, ты помнишь вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела… Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю.» – Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны! Докажите это! (Пушкин рисует сильную метель.) – Какие средства художественной выразительности использует поэт, рисуя вьюгу? Словарная работа Мгла* – непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек). Околица* – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него. – А как вы представляете: «мгла носилась» или «вьюга злилась»? (учащиеся описывают свои представления) – Используя приём олицетворения, А.С.Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Это ещё раз позволило нам убедиться в мастерстве А.С.Пушкина! – В прозаическом отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется). – Какое настроение создаёт у нас пушкинское описание метели? (Страх, волнение, невозможность противостоять снежной стихии.) III. Введение нового понятия – Какие слова или словосочетания могут быть использованы в сочинении на тему «Метель»? Назовите. – Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ. ЦИТАТА* – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.) – Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ – приводить цитату (откуда-нибудь). – Способов цитирования несколько. Один из них – оформление цитаты как предложения с прямой речью. – Вспомните правило оформления на письме предложения с прямой речью. (формулируется правило). – Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась». – Итак, вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. В сочинении вы должны обязательно использовать хотя бы одну цитату из произведения А.С.Пушкина. Я буду обращать внимание на это при проверке работ. IV. Работа над составлением плана – Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (обсуждается план сочинения, записывается на доске). 1. Начало метели. 2. В вихрях метели: А) что вид..тся; Б) что слыш..тся. 3. Мои мысли и чувства во время метели. – Какие замечания у вас есть по записанному на доске плану? (повторяется слово метель). – Давайте обратимся к «Словарю синонимов». (заранее подготовленный ученик называет синонимический ряд к слову метель). – Теперь можем записать план, используя синонимы. (план записывается в тетради). V. Собирание материалов к сочинению – Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана. – В 1-ой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята предлагают свои варианты.) – По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечёткие звёзды в Млечном пути. Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель». Дальше можно ввести цитату. Попытайтесь! Пусть это будет своеобразный переход ко второй части. (Ребята предлагают свои варианты) – Обговорим содержание второй части. Что же происходит вокруг нас во время метели? Мы отмечали пушкинские выражения: «мгла носилась», «окрестность исчезает», «небо сливается с землёй». Каковы ваши впечатления? (Ребята высказываются) – А теперь обратимся ещё к одному фрагменту. Это отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича Аксакова, известного русского писателя XIX века. – Чем интересно это описание метели? (Аксакову вьюга представляется «пучиной кипящего снежного праха»). – Давайте поясним лексическое значение слов «прах» и «пучина». Работа с толковым словарём Прах* – пыль. Пучина* – 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен.: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего. – В каком значении употребляется слово ПУЧИНА? (в переносном значении.) – Какие выразительные средства отметим? Какова их роль? (Комментарии учеников.) – И вновь яркое, необычное описание заставляет работать наше воображение! – Обратите внимание на глаголы! Что делает снег? (Ученики записывают: «Снег слепит глаза, занимает дыхание».) – Какими звуками наполняется пространство во время метели? (Учащиеся записывают глаголы, вспоминают правило о правописании личных окончаний глаголов.) – Случайно ли употребляются однородные члены предложения? (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.) – Я вам , ребята, советую использовать подобные конструкции в сочинениях! – Что же чувствует человек во время метели? 3 часть? (Высказывания ребят.) – Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остаётся его написать. VI. Итоги урока. Рефлексия Вновь звучит фрагмент из цикла «Времена года» А.Вивальди. – Открыли ли вы для себя сегодня на уроке что-то новое? – Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило? (Высказывания ребят.) – Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Метель»! (Написание сочинения.)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|