Преподавание литературы Урок литературы в 7-м классе. Изучение произведения "Житие Сергия Радонежского"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1562 Цыренова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы Изучение произведения “Житие Сергия Радонежского” Способы создания характера в “Житии” (2) часа Цели обучения:
Цели воспитания: воспитывать патриотизм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду, трепетное отношение к памятникам старины, историко-культурным ценностям, к православной религии. Цели развития:
Оборудование:
Этапы урока:
Ход урока:
Зажигается свеча. Звучит песня Маргариты Мордвиновой “В путь” (……. песня) Учащиеся прослушивают аудиозапись, определяют тему, идею песни. Самостоятельно формулируют тему урока. Внимание привлекается к записи на доске: “душевный человек” - “духовный” Учитель: – Можно ли между этими словосочетаниями поставить знак равенства? Учащиеся мыслят: “душевный” – значит добрый, отзывчивый Учитель: – Почему раздел учебника носит название “Духовная литература”? В путь… В путь, Господи благослови! Припев: Неси меня, мой ангел над землей, Учитель: – В наше время не редкостью стали откровения больших и малых артистов о вере, о Церкви. Металось мятежное сердце Маргариты, пока не нашло покоя во Христе. Она живет по соседству с нами в Казачинском районе, ее песни – короткие истории любви человеческой души с Богом и Бога с человеком. После высказываний учитель обобщает: – В Писании сказано “Бог есть Дух”, значит духовная литература – это литература о Боге, о тех святых, которые жили, соблюдая Заповеди. (Учащиеся вспоминают 10 заповедей) – Почему недавно изученную повесть “Тарас Бульба” мы не отнесем к разряду “духовной”? (Учащиеся живо спорят. Говорят о том, что запорожцы “стремились к славе”, нарушали одну из главнейших заповедей “Не убий”.) Учитель: – Правильно отмечал академик Д.С.Лихачев, что в Древней Руси существовала своеобразная духовная культура, “незримая”, плохо понятая, плохо изученная. Приоритет главных жизненных ценностей и радостей человека Древней Руси был не в экономической стороне жизни, не в стяжании материальных благ, а в духовно-нравственной сфере. “Духовным” раньше называли завещание. Некоторые ученые считают произведения Древней Руси своеобразным Завещанием, не поддающимся измерению нашими “европейскими” мерками высоты культуры. – Что говорит вам слово “житие”? Почему не сказать просто “жизнь”? Запись в словарь: Житие – эпический жанр духовной литературы, в котором рассказывается о жизни святых, совершивших во имя веры подвиги или пострадавших за нее. Ученики списывают с доски в тетрадь: “Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца”. Учитель привлекает внимание к иконам (на иконах лик Сергия Радонежского), указывая на разницу в изображении святого, делая акцент, что икона – живописное изображение Бога или святых. Напоминая, что у верующих (православных) икона является предметом поклонения, к ней они обращаются с Молитвой. – Кто вспомнит и прочтет вслух Молитву? (Многие в классе знают “Отче наш”) Учитель: – Молитва – не только обращение к Богу. Она учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и стремиться только к хорошему. Православные верующие, кому сегодня не дается учение, обращаются к иконе преподобного Сергия со словами: “Преподобный Отче Сергия! Моли Бога о мне!” Поговорим о произведении , которое вы прочли дома. – Понятны ли эти страницы? Тронули ли они вас? – Расскажите о родителях Сергия. После того, как ученики рассказали, учитель показывает репродукцию “Мощи в Хотьково”, говоря, что этот склеп находится в Покровском женском монастыре. – В какое время Бог избрал ребенка на служение? Как назвали мальчика? Что было в нем особенного?
На доске картина М.В.Нестерова “Явление отрока Варфоломею”. По индивидуальному заданию, подготовленному дома, выступает ученик: Он был украшен воздержаньем, (Поясняются слова: черноризец – монах, просфора – специально испеченный хлеб для богослужения, пост – воздержание в еде, преподобный – монах, достигший святости). Это стихи православного педагога С.О.Никулиной. Благодаря ее стихам понимаешь дух того времени, а далекие события становятся рядом. (Учащиеся высказываются по поводу увиденного на картине). Беседа по произведению продолжается: – Во сколько лет Варфоломей принял монашеский постриг? – Примерами из “Жития” докажите, что он “чудотворец”. – Назовите черты характера Сергия Радонежского. В чем его святость? Ребята отмечают: прозорливость, трудолюбие, смиренно-мудрость, терпение, чудодейственность, непорочность, богоугодие, благочестие, милосердие, щедрость, бескорыстие. Говорят, что святость Сергия в его Вере, доброте, кротости и всепрощении. – Есть ли в характере Сергия недостатки? Работа в тетрадях “Способы создания характера в “Житии” 1 способ – идеализация 2 способ – индивидуализация 3 способ – сочетание жизнеподобия и фантастики
“Храм Преображения Господня в Радонеже”; “Успенский храм Св.-Троице-Сергиевой Лавры” (где находится гроб преподобного Сергия); “Святой источник преподобного Сергия”; "Радонежские леса”; “Памятник Сергию Радонежскому в отрочестве Варфоломея”; “Повествование жития преподобного Сергия на стенах Лавры”.
Учитель дополняет: – Сергий Радонежский – один из любимых героев средневековой литературы, он и до сих пор волнует воображение писателей. Вот роман современного писателя Дмитрия Балашова “Похвала Сергию”, опубликованный в 1993 году. В прологе автор пишет: “Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче! Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного. Дай, Бог, свершиться чуду! Ибо это подлинное чудо: суметь описать человека, на такой высоте стоящего, что и поглядеть на него раз – уже закружится голова”. Гасится свеча. Звучит песня М.Мордвиновой “Отче любящий”
Перечитать “Житие”. Подготовится к тестированию, включающему вопросы:
Всего на данную тему отвела 3 часа. Работаю по учебнику А.Г. Кутузова. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |